Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

18.05.2012

Опера – это Божье благословение!

В канун великих христианских праздников - католической Пасхи и православного Вербного воскресения красноярцы получили счастливую возможность пережить незабываемые встречи с выдающимися звездами мировой оперы, солистами и дирижерами, ансамблями и творческими коллективами, которые поддерживают и  сохраняют высокий потенциал русской музыкальной культуры не только в нашей стране, но и за рубежом. Первая музыкальная неделя апреля может по праву называться «культурной революцией» в городе на Енисее. Елена Образцова, Василий Ладюк, Максим Аксенов в «Пиковой даме» на сцене красноярской оперы, хор и солисты Академии Хорового искусства в проекте «Весенние хоровые капеллы», конкурс дирижеров-хормейстеров, исполнение объединенных хоров «Всенощной» Рахманинова, международный фестиваль фортепианных дуэтов в концертных залах филармонии – все это удивительные музыкальные подарки, которые получили красноярцы, истинные ценители искусства.

Елена Образцова

Предлагаем ознакомиться с впечатлениями Елены Образцовой о работе в проекте «Парад звезд в оперном». Интервью состоялись в «горячие» дни репетиций оперного спектакля «Пиковая дама» Чайковского.

- Елена Васильевна, как Вам кажется, должна ли Королева Опера как прекрасная женщина меняться, чтобы оставаться по-прежнему притягательной и для сегодняшней публики?

- Самое главное – это то, что если Господь когда-то благословил при рождении Оперу четыреста лет назад, то это уж точно и двести лет спустя, и сейчас – она по праву останется притягательной и интересной с Божьего благословения. Если будет благословение на спектакль, на постановку – он обязательно состоится. Опера никогда не остановится.

- В последнее время очень актуальным для нашей страны стало возрождение просветительско-образовательных проектов в области культуры. К сожалению, не все это понимают и продвигают, ведь искусство оперы и балета всегда требовало подготовленного слушателя. Вы осуществляете ряд таких проектов – ведете мастер-классы, на телевидении организовали проект «Большая опера»…

- Да, действительно, все просветительские проекты вызывают сегодня повышенный интерес. Была «Большая опера» и это  замечательно, когда молодые и талантливые ребята, начинающие певцы смогли показать себя на большом телевидении, проявить свои лучшие качества. На следующий сезон будет обязательно продолжение этого проекта на канале «Культура».

- Насколько я знаю, Вы однажды смогли раскрыть себя и как оперный режиссер-постановщик в Большом театре…

- Это была опера Ж. Массне «Вертер» в 1986 году, где мне довелось выступить не только в качестве постановщика, но и исполнить главную партию.

- А рассматриваете ли еще такую  возможность в своем творчестве? Что-нибудь зреет сейчас в этой области?

- Мне недавно предложили поставить в маленьком петербургском театре «Кармен». Но этот замысел трудно воплотить, потому как задуманные большие декорации и прочие сложности не входили в этот театр, поэтому пока постановку отменили. Надеюсь, к этой теме вернемся.

- Вы работали с выдающимися мастерами оперной сцены, встречались со многими известными людьми прошлого века и сегодня. Какие Ваши яркие впечатления остались на страницах мемуаров? Что смогут прочесть Ваши почитатели и все интересующиеся оперой?

- Я уже выпустила две  большие книги – это «Записки в пути. Диалоги» Рены Шейко и книга Алексея Парина «Голос и судьба». Сейчас планирую написать продолжение – третью книгу, где раскрою свои личные воспоминания о теплых памятных встречах, более доверительные страницы моей биографии.

- Как педагог и чуткий музыкант считаете ли Вы, что многие музыкальные задатки и способности передаются по генетической программе или все-таки это 99 процентов труда и 1 процент – удачи?

- Нет, здесь не может быть  какого-то особенного «генетического запаса» таланта. Я всегда считала, что 99 процентов - это Божье благословение, и потом довольно большой труд в течение всей жизни. Помимо техники пения оперный певец должен знать и уметь очень многое. Это и история культуры, живописи, знание литературы, музыкальных жанров и жизни композиторов. Когда, почему и каким образом было написано произведение, которое мы исполняем? Нет ничего случайного и лишнего в этих знаниях, даже история костюма для певца – полезная необходимость. Так что, если говорить о певческом таланте по генетической линии, то на этот миф надеяться сильно не стоит – часто на детях, как говорят, «природа отдыхает». Надо много трудиться, чтобы понять есть у тебя талант и Божий дар или нет.

- «Пиковая дама» – это всегда какая-то мистическая история... Как Вам показался красноярский спектакль, состоялась ли «Пиковая дама»?

- Спектакль хороший, мне понравился в целом по динамике. Конечно, какие-то моменты, которые мне показались спорными, я не делала, как и всегда, не только в красноярской постановке. Когда-то, будучи молодой начинающей певицей всегда очень открыто выступала против того, что не нравилось, ругалась «по дурости» (Смеется). А теперь я стала более мудрой – говорю режиссерам «да-да-да», а на сцене в спектакле делаю все по-своему.

- Елена Васильевна, что Вы можете посоветовать нашим  молодым солистам, начинающим работать в театре? Как, например, пережить сценическое волнение? И есть ли какие-то «волшебные слова» для того, чтобы испытать счастливые, а не трудные мгновения на сцене?

- Счастливое мгновенье – это когда ты не думаешь о технике пения (хотя это бывает крайне редко у певцов), а наполняешься драматическим состоянием своей роли, своего персонажа. Ты ведома из Космоса, чувствуешь, как подключена к этому большому пространству, ты можешь быть тем проводником, который знает этот загадочный таинственный мир великой Музыки – это счастье!

- И все-таки, какая Ваша самая любимая партия в опере?

- Напела я безумное количество музыки, конечно, и из всего этого думаю самая любимая – Марфа в «Хованщине» Мусоргского. Это была очень объемная трудная опера. Образ Марфы раскрывался во всей палитре русского характера – это и политик, и глубоко верующая женщина, преданно по-настоящему любившая, и смелая провидица. В ней столько всего соединилось, как в человеческой натуре, что эта работа действительно мне многое открыла. Ставил  этот спектакль в Большом театре выдающийся мастер оперной сцены – Баратов, дирижировали многие великие маэстро – Светланов, Хайкин…

- Не могу не спросить о дирижерах. Как справедливо назвал эту профессию Римский-Корсаков – «дирижирование – дело темное». Есть ли какая-то магия общения между дирижерами и певцами? И чьи руки для Вас стали самыми «волшебными»…

- Я много работала с Клаудио Аббадо, Гербертом фон Караяном, Карлосом Клайберном… Перечислять всех дирижеров, с которыми посчастливилось петь, придется долго. Легче сказать, с кем не спела – например, не случилось поработать с Леонардом Бернстайном, Евгением Колобовым. А самые любимые «дирижерские руки» (Улыбается счастливо) – это, конечно, Альгиса Жюрайтиса…

- Спасибо, Елена Васильевна, за Ваши теплые пожелания, советы, ваше участие в музыкальной жизни Красноярска. Надеемся, в следующий приезд мы сможем Вас увидеть в новом спектакле и побывать на мастер-классах. Счастья Вам и благословения!

Анжелика ЛИСОВА
«Krasoper@news» №3, апрель 2012 г.