Цветовая схема:
Народная артистка СССР
Меццо-сопрано
(1939 – 2015)
Советская и российская оперная певица, актриса, оперный режиссер, педагог, профессор Московской консерватории.
Родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. В 1963 году, еще студенткой Ленинградской консерватории, дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов». С 1964 года – солистка Большого театра. В том же году во время первых гастролей Большого театра на сцене Миланского театра «Ла Скала» выступила в роли Гувернантки в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» – и сразу же обратила на себя внимание итальянской публики и прессы.
В 1975 году вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США. Во время спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил её в статусе звезды мировой оперы.
На ведущих сценах мира исполняла главные партии: Марина Мнишек («Борис Годунов»), Миловзор, Полина и Графиня («Пиковая дама»), Амнерис («Аида»), Любаша («Царская невеста»), Марфа («Хованщина»), Кармен («Кармен»), Азучена («Трубадур»), Далила («Самсон и Далила»), Принцесса («Адриенна Лекуврер»), Любава («Садко»), Адальджиза («Норма»), Джейн Сеймур («Анна Болейн»), Леонора («Фаворитка»), Нерис («Медея»), Орфей («Орфей и Эвридика»), Феодосия («Пламя»), Княгиня Марья, Элен Безухова и Ахросимова («Война и мир»), Бабуленька («Игрок»), Иокаста («Царь Эдип»), Кончаковна («Князь Игорь»), Ульрика («Бал-маскарад»), Юдит («Замок Герцога Синяя Борода»), Фенена («Набукко»), Федерика («Луиза Миллер»), Маддалена («Риголетто»), Женя Комелькова («А зори здесь тихие»), Оберон («Сон в летнюю ночь»), Фрося («Семен Котко»), Сантуцца («Сельская честь») и др.
Пела на многих известных музыкальных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Оранже (дебют в 1979 г. – Далила) и Зальцбургском фестивале (дебют в 1978 г. – Эболи).
Была приглашена Франко Дзеффирелли на роль Сантуццы в фильме «Сельская честь» (1982). «В моей жизни, – писал Дзеффирелли, – было три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма „Сельская честь“ сотворила чудо».
В 1973-94 годах преподавала в МГК имени П. И. Чайковского, в 1984 году стала профессором консерватории.
Мощный пласт вокального творчества примадонны связан с музыкой Георгия Свиридова, сочиненной и посвященной композитором непосредственно Образцовой: вокальный цикл «Десять песен на стихи Александра Блока» (1980), поэмы на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» (1983) в редакции для меццо-сопрано.
Выступала и в качестве оперного режиссера. В 1986 году поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижер-постановщик – А. Жюрайтис), где исполняла главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска», имела обширный концертный репертуар – камерно-вокальные произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др.
В 2000 году дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Мейнарда. В 2003-04 годах состоялись ее выступления с программой классического джаза (Д. Эллингтон, Дж. Гершвин) с квартетом Игоря Бутмана и оркестром под управлением Д. Бергера.
В 2007-08 гг. возглавляла оперную труппу Михайловского театра.
В Санкт-Петербурге Елена Образцова руководила культурным центром, названным её именем, где работала с молодыми исполнителями. В Москве функционирует Фонд Елены Образцовой – благотворительный фонд поддержки музыкального искусства.
Не раз выступала в международном фестивале «Парад звезд в Оперном» на сцене Красноярского театра оперы и балета в спектаклях и концертах. В 2017 году театр посвятил этот фестиваль ее памяти.
Лауреат множества советских, российских и международных премий, среди которых – I премия на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки (1962), Золотая медаль VIII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки (1962), I премия на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне (1970), I премия на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве (1970), Ленинская премия – за концертные программы 1973-74 годов и исполнение партий Фроськи, Кармен, Азучены в оперных спектаклях «Семен Котко» С. С. Прокофьева, «Кармен» Ж. Бизе и «Трубадур» Дж. Верди, Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1973), приз «Золотой Верди» (Италия, 1978), Гран-при Французской академии грамзаписи (1982), Российская оперная премия «Casta diva» (2002), премия «Российский национальный Олимп» (2004) и многие другие. Герой Социалистического Труда (1990), кавалер Орденов «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, двух Орденов Трудового Красного Знамени (1971), Ордена Святого Николая (Украина, 1998), Ордена Святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 2009) и Ордена Святой равноапостольной княгини Ольги I степени (РПЦ, 2014), Медали Э. Гранадоса (Испания, 1970), Памятной медали Б. Бартока (Венгрия, 1982) и других почетных наград.
20 декабря Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского отметит свое 45-летие. Это один из самых молодых и активно развивающихся музыкальных коллективов России с разнообразным репертуаром — от популярной классики до оригинальных произведений, написанных специально по заказу театра. Чем особенно запомнился юбилейный год, какие перспективы намечены на ближайшее время, рассказывает директор театра Светлана Гузий. - Елена КОНОВАЛОВА, «Коммерсантъ», 21.12.2023
Две мощных премьеры, оперная и балетная, 9 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска», а также другие премии – и это лишь часть достижений Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского в первой половине нынешнего творческого сезона. Успехи значительные, но, как считает директор театра Светлана Гузий, неслучайные – это результат многолетних упорных усилий всего коллектива и последовательной художественной и управленческой политики. - "Опера & Балет" №5, январь 2022 года
На сцене Красноярского театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского 27-28 апреля состоятся отборочные прослушивания Международного вокального конкурса Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-при». Сам турнир пройдет в сентябре 2020 года в Москве в музыкальном театре «Геликон-опера».