Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

29.12.2021

Светлана Гузий: «Новый год встречаем с надеждой и воодушевлением»

Две мощных премьеры, оперная и балетная, 9 номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска», а также другие премии – и это лишь часть достижений Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского в первой половине нынешнего творческого сезона. Успехи значительные, но, как считает директор театра Светлана Гузий, неслучайные – это результат многолетних упорных усилий всего коллектива и последовательной художественной и управленческой политики.

Светлана ГузийСветлана Владимировна, что для вас как для руководителя основной показатель успешности возглавляемого вами театра?

– Наверное, внимание к нему – и со стороны искушенных профессионалов, и широкого круга публики. На моей памяти Красноярский театр оперы и балета никогда не был обделен симпатиями зрителей. Но за последние годы интерес к нашим премьерам, концертам, фестивалям и другим событиям всё возрастает и возрастает. Даже пандемия коронавируса и вызванные ею ограничения доступа, несмотря на наши опасения, не сказались на зрительском спросе. Наоборот – вероятно, люди настолько устали от печальных новостей, что им хочется зарядиться чем-то радостным, вызывающим яркие эмоции. А что, как не высокое искусство, способно отвлечь человека от мрачных житейских забот и переключить его на другие чувства – где-то посмеяться, а где-то посочувствовать героям, порадоваться красивым танцам, насладиться музыкой? Опера и балет предоставляют такие возможности, наш зал не пустеет. Сейчас заполнение в среднем не меньше 90 процентов – это нонсенс для регионального оперного театра, находящегося вдали от больших туристических потоков. «Пушкинская карта» подтянула к нам молодежь – с начала сезона билеты по ней приобрели уже больше 2,5 тысяч зрителей.

А как вы объясните рост внимания со стороны профессионалов? Премьеры оперы «Дон Жуан» и балета «Катарина, или Дочь разбойника» уже собрали многочисленные позитивные отклики, плюс сразу два других спектакля выдвинуты на премию «Золотая Маска». Чем удалось покорить строгих критиков?

– Наверное, об этом лучше спросить их самих. (Улыбается.) Но могу предположить, что, вероятно, профессиональное сообщество поощрило театр за разнообразие творческих идей и успешное их воплощение. Не вижу ничего предосудительного в неудачах – как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мы делаем, делаем много – и у нас немало получается. Театр ищет, экспериментирует, осваивает новые жанры и пространства – такой подход не может в итоге не привести к успеху, это закономерно. Два года назад мы попробовали расширить нашу оперную аудиторию – предложили в лофте «Квадрат» в современной редакции оперу Франсиса Пуленка «Груди Терезия». Это принесло труппе первую «Золотую Маску», а в лофт после нас потянулись и другие театры Красноярска, мы открыли эту площадку для широкого круга зрителей. Первая русская фарс-оперетта Александра Бородина «Богатыри» тоже вышла в «Квадрате» – и снова ряд номинаций на «Маску». Это не значит, что сама площадка гарантирует внимание экспертов. Но если в академических стенах театра оперы и балета столь экспериментальную постановку как «Богатыри» я представить затрудняюсь, то в атмосферу лофта она вписалась идеально. Эта работа, кстати, стала также лауреатом фестиваля «Территория» и была показана в ноябре в его программе. Другой номинант «Маски», хореографическая мистерия «Ленинградская симфония (Lamento / «Плач»)», – тоже эксперимент, но другого рода. Этот спектакль органично объединяет в себе разные составляющие – балет, хор, солистов оперы и даже драматическую декламацию.

Что же касается названных вами премьер текущего сезона, они еще только начинают свою сценическую жизнь, и я надеюсь, что она будет весьма успешной. Над «Дон Жуаном» работала большая интернациональная постановочная команда во главе с дирижером Петером Феранцем и режиссером Михаэлем Штурмингером, петь премьеру на Фестивале Дмитрия Хворостовского были приглашены звезды мировой оперы. Но я с гордостью могу сказать, что наши солисты тоже оказались на высоте и достойно выглядели на сцене со своими именитыми партнерами. А балет Цезаря Пуни «Катарина, или Дочь разбойника» вообще возрожден после столетнего забвения. Художественный руководитель театра Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц не просто реконструировали это произведение, но и создали его новую сценическую и музыкальную редакцию. Не сомневаюсь, что после наших гастролей в Москве в Большом театре, где мы также покажем ряд других спектаклей, «Катарина» вновь пойдет на многих балетных сценах мира.

Как театру удается справляться с таким объемом? Две больших премьеры подряд по плечу не каждому.

– А меньше, чем через месяц после «Катарины» – сказка «Синяя птица» и предпремьерный показ оперы Беллини «Капулетти и Монтекки». Что я могу сказать? Это действительно колоссальный объем работы не только для артистов и оркестра, но и для мастерских. Но мы с честью справились с испытанием. И уже готовимся к следующей премьере – 1 марта выйдет опера Лео Делиба «Лакме» в постановке Сергея Новикова. А еще до конца сезона возобновится показ оперы Верди «Бал-маскарад» в формате семистейдж в постановке Анастасии Касаткиной, режиссер Елизавета Корнеева после премьеры «Капулетти и Монтекки» займется выпуском оперы «Сельская честь». Все это, конечно, не было бы возможно без поддержки властей. Но она закономерна, поскольку есть заметные результаты.

Нынешней осенью планировался и очередной балетный форум, почему он сдвинулся?

– Слишком большое количество событий выпало на первую половину сезона. И еще нам очень важно, чтобы в программе форума обязательно состоялся международный конкурс артистов балета, а из-за пандемии приезд участников из других стран до сих пор под вопросом. Надеемся, что в ближайшее время ситуация, наконец, улучшится, и подать заявку смогут все желающие. Форум уже вошел в десятку ведущих балетных форумов мира и теперь будет проводиться под общим названием «Гран-при Сибири» (прежде так назывался только конкурс). Его программа, как ожидается, станет еще масштабнее – запланированы также различные лекции, выставки, круглые столы, на форум приглашены ведущие деятели балетного мира России и Европы. Лауреат «Золотой Маски» Анна Абалихина проведет мастер-классы для молодых хореографов, а в финале мы увидим лучшие из их работ в гала-концерте. Сама Анна представит премьеру перформанса для тела, голоса, света и пространства Infiniti на музыку Владимира Горлинского.

Театр стал одним из немногих, где прошли юбилейные торжества, посвященные 85-летию легендарного танцовщика Михаила Лавровского. Чем заслужили такую честь?

– Красноярский театр оперы и балета вообще с пиететом относится к выдающимся артистам оперного и балетного искусства. Мы посвящали свои фестивали Федору Шаляпину, Галине Вишневской, Мариусу Петипа, Галине Улановой, основателю оперной школы города Петру Словцову, Юрию Григоровичу, Елене Образцовой. С Еленой Васильевной мы вообще дружили, она дважды приезжала в Красноярск. А Юрий Николаевич – педагог нашего худрука Сергея Боброва, он выпустил здесь три спектакля. Сергей Бобров, в прошлом ведущий танцовщик Большого театра, много лет знаком и с Михаилом Лавровским, так что его приезд был для нас долгожданным. Михаил Леонидович поставил у нас премьеру своего одноактного балета «Нижинский», а осенью представит публике «Казанову». И мы гордимся, что наш театр – один из трёх, помимо Большого театра и «Геликон-оперы», кто удостоен чести отмечать юбилей этого выдающегося человека.

Почему мы проводим фестивали под сенью этих знаменитых имен? Я считаю, что такие посвящения задают хорошую планку молодым поколениям артистов оперы и балета – они вдохновляются, понимают, к чему стремиться, и добиваются больших успехов. Отрадно видеть, как артисты развиваются, постоянно становятся лауреатами различных статусных конкурсов – и при этом остаются верны своему театру. Только за прошлый год они стали обладателями порядка 20 наград! А еще приятно, что многие перспективные молодые солисты теперь сами хотят у нас работать, за последние годы коллектив пополнился большим количеством талантливых артистов – и в опере, и в балете, и в хоре, и в оркестре. И к старшему поколению в труппе относятся с уважением: в декабре народный артист России Анатолий Березин пел Мороза в «Снегурочке», весной народный артист России Владимир Ефимов выйдет на сцену в сотом показе «Тоски», а еще в апреле состоится творческий вечер народной артистки России Ларисы Марзоевой.

Театр на виду, много гастролирует – наш балет ежегодно ждут в Англии, в 2019 году с большим успехом прошли гастроли в Казахстане, летом, надеюсь, мы все же сможем показать две оперы на фестивале в Эстонии. До конца сезона запланированы также гастроли в Екатеринбурге и Москве – нам есть чем гордиться, некоторые произведения, идущие на нашей сцене, вообще полный эксклюзив. Это уже упомянутый балет «Катарина», оперы «Кавказский пленник», «Ермак», «Ночь в музее», «Пир во время чумы» и многие другие. В декабре Красноярскому театру оперы и балета исполнилось 43 года. Прекрасный возраст, когда можно порадоваться уже достигнутому и продолжать уверенно двигаться дальше.

"Опера & Балет" №5, январь 2022 года