Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

30.12.2021

Вячеслав Цюпа: «В театре всё можно прожить заново»

Премьера новой музыкальной сказки Детской оперной студии «Синяя птица» на музыку Евгении Терёхиной вызвала большой зрительский интерес, и Красноярский театр оперы и балета с радостью идет навстречу своей публике: во время январских каникул спектакль смогут посмотреть все желающие. Кто-то впервые откроет для себя эту классическую сказку. А тех, кто знаком с популярнейшей пьесой Мориса Меттерлинка, ждет сюрприз. По словам режиссёра Вячеслава Цюпы, он долго размышлял над всем известным сюжетом и во многом его переосмыслил.

ЦюпаВячеслав Олегович, когда вы задумали эту постановку, и как возникло сотрудничество с Евгенией Терёхиной?

– Тема Синей птицы – центральная в театрах, где ставят спектакли для детей, и трудно найти такой, где не шло бы это произведение Меттерлинка. Так что, неудивительно, что оно вдохновило и Детскую оперную студию. Но подступиться к пьесе было непросто – слишком много различных версий по ней представлено, всегда есть риск и опасность повториться, чего совершенно не хотелось. И вдруг мы узнали, что у известного красноярского композитора Евгении Терёхиной есть мюзикл «Синяя птица», написанный для Алтайского музыкального театра. Мы вообще давно присматривались к её творчеству с тех пор, когда впервые услышали её музыку в спектаклях ТЮЗа «Снежная королева» и «Алиsа», и надеялись однажды с ней посотрудничать. А когда ознакомились с мелодиями к «Синей птице», захотели сами это поставить. Договорились, что берём у неё только музыкальные треки, а либретто напишем сами, согласно собственным представлениям. Евгения любезно согласилась. И началась очень сложная, но невероятно интересная работа, когда мне пришлось к уже существующему материалу сочинять свои тексты и выстраивать сюжетные линии. До премьеры Евгения не знала, что в итоге получится – мы очень волновались, как композитор примет новое прочтение её сочинения. К счастью, всё благополучно совпало – ей наша трактовка понравилась.

А как именно вы переосмыслили темы драматурга, на чем выстроили свои акценты?

– Я вообще во всех спектаклях, которые создаю с Детской оперной студией театра, стараюсь уйти от общепринятых ходов и решений – не ради оригинальности как таковой, просто неинтересно идти путями, проторенными другими. Всегда хочется понять, что движет героями, толкает их на те или иные поступки, найти тому логическое объяснение, понятное и артистам, и зрителям. Вот и в «Синей птице» я сразу же убрал мотив зависти бедных детей к мажорам, детям богатых родителей, празднующим Рождество. С него начинается пьеса Меттерлинка – это событийный толчок всего сюжета, где бедные дети смотрят на своих обеспеченных сверстников и начинают мечтать, а как праздновали бы они, если бы у них было богатство. Мне показалось это не столь значимым. Гораздо важнее, что происходит в самом доме, где живут Тиль-Тиль и Митиль, и на это я сделал основной акцент. В доме у них неладно, и мама не может понять, что происходит с её детьми. Вроде бы она постоянно уделяет им внимание, воспитывает, приучает к порядку, прикладывает все усилия, чтобы ребята жили дружно и заботились друг о друге – в течение дня жизнь в доме налаживается, и вроде бы всё в порядке. Но проходит ночь, и наутро все мамины усилия насмарку – Тиль-Тиль и Митиль вновь и вновь просыпаются злыми, завистливыми и нечестными. Так куда же исчезает Синяя птица счастья, предоставленная каждому из нас при рождении? Именно эта тема стала для меня главной.

А счастье действительно дано нам изначально, всем без исключения? 

– Я в этом убежден. Счастье ведь не в том, у кого сколько денег и что можно позволить себе на них купить. Наши предки вообще жили без навороченных гаджетов и других многочисленных благ цивилизации – и чувствовали себя счастливыми, спросите о том своих дедушек и бабушек. Конечно, не всегда, но моменты счастья в жизни испытывает каждый. Вот только куда оно потом улетучивается, почему невозможно его удержать?.. А то, что изначально мы рождаемся со своей Синей птичкой, показано в той сцене, где Тиль-Тиль и Митиль попадают в мир детей, готовящихся к появлению на свет. Тех уже ждут на земле их мамы, и хотя малыши боятся отправиться в незнакомое путешествие, их Синие птицы непременно помогут им в пути.

Так всё-таки, куда потом исчезает Синяя птица?

– Именно этот вопрос задают себе и наши герои, отправившиеся на её поиски. Причём у нас в спектакле дети ищут её не для больной дочери соседки (в чём тоже отличие от Меттерлинка и всех его последователей) – в их собственном доме нужна Синяя птица. Почему? Потому что они живут в сплошном бедламе, постоянно ссорятся, и не только сами Тиль-Тиль и Митиль, но и их кошка и собака, а также предметы и стихии, их окружающие – огонь не ладит с водой, а молоко с хлебом. Вот со всеми этими сущностями, одушевленными Феей, ребята отправляются в путешествие. Кстати, у нас в спектакле Маму и Фею играет одна и та же артистка, и в этом весь смысл: днём она заботливая мама, а ночью снится детям в образе сказочной Феи, посылающей их на поиски Синей птицы. Так вот, отвечая на ваш вопрос, куда исчезает счастье: до тех пор, пока мы враждуем, эгоистично думаем только о себе, не беспокоясь о других, счастья нам не обрести. Соблазнов в жизни каждого человека много, и это ещё одна важная тема спектакля: в нашей истории соблазны и искушения одолевают ребят ночью, когда они предоставлены сами себе. А днём справиться со всеми испытаниями им помогает мама. Потому что после появления детей мать утрачивает собственную жизнь и начинает жить ради них – в этом её подвиг, женский и материнский, смысл её существования. Вот и до детей постепенно доходит, что если первую Синюю птицу им подарила мама, то дальше нужно самим постоянно искать своё счастье. И, как верно говорит мама, в клетке эту птицу не удержишь, но если ей будет хорошо в доме, она никуда не улетит.

Вокруг таких вот важных для меня тем строится спектакль. Я не впервые захожу на эту смысловую территорию – о том же была и «Красная шапочка», и «Снежная королева»: как прожить свою жизнь маленьким детям, как им разобраться, что действительно хорошо, а что плохо?

А в чём, на ваш взгляд, популярность истории о Синей птице, чем она так притягательна для театра?

– Думаю, даже не в самом её образе как символа счастья, которого надо достичь, и тогда жизнь обретет смысл – о поисках счастья произведений много. Для театра же главная приманка сюжета Меттерлинка в том, что драматург оживляет неодушевленные предметы – оказывается, они все имеют свою сущность, надо только научиться их понимать. Это особенность сказки и она дает художнику большой простор для фантазии, неиссякаемый. Я пошел дальше: Фея в начале спектакля говорит юным зрителям, что всё на свете имеет живую душу, даже наша планета – она может быть гневной, миролюбивой, беззащитной. Но самое главное, что если в жизни нельзя что-то испортить, а потом поправить – скажем, раздавленный червячок в бабочку уже не превратится, – то театр даёт нам такую волшебную возможность. В театре можно попробовать что-то изменить, прожить заново – это место, где мы пытаемся найти правильное решение, чтобы потом не ошибаться в нашей собственной жизни.

Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №5, январь 2022 года