ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ / 1756–1791 /
«ДОН ЖУАН, ИЛИ НАКАЗАННЫЙ РАСПУТНИК» / 1787 /
Dramma giocoso в двух действиях
Либретто ЛОРЕНЦО ДА ПОНТЕ / 1749–1838 /
21 октября 2021 года Фестиваль Дмитрия Хворостовского впервые представил собственную оперную постановку: на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета им. Дмитрия Хворостовского состоялось центральное событие Фестиваля – премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник». В этом сочинении на самых известных сценах мира блистал наш прославленный соотечественник Дмитрий Хворостовский.
Для создания постановки под художественным руководством Антона Левахина объединился замечательный творческий коллектив: музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик Петер Феранец (Словакия), режиссер-постановщик Михаэль Штурмингер (Австрия), сценографы и художники по костюмам - Ренате Мартин (Германия) и Андреас Донхаузер (Австрия), художник по свету Эй Джей Вейссбард (США), художник и автор живописного занавеса Ахсар Муриев (Россия), ассистент дирижера и педагог-концертмейстер Кристиан Кох (Австрия), ассистент режиссера Ирина Лычагина (Россия), – выдающиеся профессионалы, сотрудничающие с крупнейшими международными институциями.
В премьерной серии спектаклей 21, 22, 23, 24, 26 и 27 октября участвовали солисты Театра оперы и балета, а также приглашенные исполнители: Сэмюэль Дэйл Джонсон (баритон, Австралия), Лука Пизарони (бас-баритон, Италия), Мария Мотолыгина (сопрано, Россия), Татьяна Хайзушова (сопрано, Словакия), Эудженио Мария Деджакоми (баритон, Италия), Александр Нестеренко (тенор, Россия), Рауф Тимергазин (баритон, Россия).
Легенда об обольстительном и циничном охотнике за наслаждениями многие годы скиталась по Западной Европе. В 1630 великий драматург Золотого века испанской литературы Тирсо де Молина (он же – Габриэль Тельес, монах и доктор богословия) «задокументировал» ее в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость». В ней Тирсо де Молина развил все основные линии сюжета, известные сегодняшнему зрителю. Видмантас Силюнас, специалист по испанскому театру XVI–XVII веков отмечал: «Театральное амплуа дон Хуана двусмысленно – он схож с «героем-любовником» высокой комедии и с героем фарсов, именуемых в Испании «золотого века» интермедиями и исполняемых в антрактах драматических произведений... Сценичность героя... гротескно-странная, или, как говорили испанцы XVII века, монструозная. Дон Хуан не только вельможа-плут, аристократ-пройдоха, он театральный монстр – смесь «первого любовника» и буффона».
Либретто, созданное Лоренцо Да Понте для Моцарта, – своего рода тигельная печь, в которой соединились элементы, персонажи, сюжетные линии из разных фантазий на заданную тему – так, мотив отмщения возник у Мольера («Дон Жуан, или Каменный пир»), а от Гольдони («Дон Джованни Тенорио, или Распутник») взяты идеи эпохи Просвещения, нивелирующие гнев Божий до случайного стечения обстоятельств. Важную роль сыграла и опера Джузеппе Гаццаниги «Дон Джованни, или Каменный гость» на либретто Джованни Бертати. Доподлинно не известно, знал ли Моцарт эту партитуру, однако Да Понте знал текст Бертати, следовал ему и даже позаимствовал эффектное начало – сцену в доме Донны Анны*.
Опера увидела свет в 1787 на сцене Сословного театра в Праге. Пражане приветствовали новое сочинение Моцарта совершенно неистово, а вот последовавшая затем постановка в Вене не имела столь восторженного отклика – Император Иосиф II заметил, что «Дон Жуан» «оказался не по зубам» его венцам. История показала, что Император ошибся. «Дон Жуаном» открылось современное здание Венской государственной оперы (1869), его же представляли и в первый сезон восстановленного после Второй Мировой войны здания театра (1955).
* При работе над текстом использовалась книга Павла Луцкера и Ирины Сусидко «Моцарт и его время» / Москва, Классика-XXI, 2015