Цветовая схема:
20 декабря Красноярский театр оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского отметит свое 45-летие. Это один из самых молодых и активно развивающихся музыкальных коллективов России с разнообразным репертуаром — от популярной классики до оригинальных произведений, написанных специально по заказу театра. Чем особенно запомнился юбилейный год, какие перспективы намечены на ближайшее время, рассказывает директор театра Светлана Гузий.
— Светлана Владимировна, с чем Красноярский театр оперы и балета пришел к своему 45-летию?
— Наверное, ключевая тема прошедшего года — обновление курса. Художественным руководителем коллектива долгое время был Сергей Бобров, он сделал немало для продвижения театра на всероссийском и международном уровнях. Его совместная с Юлианой Малхасянц балетная постановка «Катарина, или Дочь разбойника» Цезаря Пуни, отмеченная весной сразу тремя наградами национальной театральной премии «Золотая Маска», — достойнейший итог двадцатилетней работы этого талантливого человека в Красноярске. Но жизнь не стоит на месте — у Сергея Рудольфовича появились собственные планы, а в наш театр пришло новое художественное руководство. Собственно, весь год ушел на формирование творческой команды. С этими людьми я связываю большие надежды на дальнейшее развитие театра и его выход на новый серьезный уровень.
— По какому принципу вы подбирали художественных лидеров?
— Для меня как для руководителя важно, чтобы в одной связке со мной были сильные умные люди, настоящие профессионалы, добившиеся успехов в работе и способные увлечь других своими идеями. С ними непросто, но очень интересно работать. Именно такая команда у нас сейчас и сформировалась. Музыкальный руководитель и главный дирижер Дмитрий Юровский выступал на крупнейших музыкальных сценах мира, он представитель прославленной династии дирижеров, насчитывающей уже четыре поколения. Художественный руководитель балета народная артистка России Анна Жарова — прима-балерина Новосибирского театра оперы и балета, она также талантливый педагог, создатель собственной балетной школы. Главный режиссер и худрук оперной труппы Ирина Лычагина больше двадцати лет ставила в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Главный художник Мария Высотская как сценограф и художник по костюмам оформила около двадцати спектаклей, в том числе в Красноярске — это оперы «Лакме» Лео Делиба, «Бесприданница» Даниила Френкеля, «Синяя Борода» Жака Оффенбаха и др.
— Как к этим переменам отнеслись ваши зрители?
— Они уже успели познакомиться с первыми работами нашего нового руководства и, как мне видится, приняли их с большим энтузиазмом и доверием. Маэстро Юровский дирижировал несколькими спектаклями и концертными программами и сейчас работает над выпуском премьер этого сезона, балетных и оперных. Он также пригласил в оркестр двух молодых, но уже успешно зарекомендовавших себя дирижеров Михаила Леонтьева и Эльдара Нагиева. Анна Жарова провела переаттестацию балета и теперь последовательно выстраивает стратегию развития труппы, чтобы каждый артист мог проявить себя с лучшей стороны. Публика смогла оценить и ее мастерство балерины — в заглавной партии балета «Анюта» и в концертных номерах. Ирина Лычагина работает над выпуском сразу двух постановок — опер «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка и «Манон» Жюля Массне. А первая большая премьера нашей новой команды, опера «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, вызвала настоящий восторг у широкой аудитории, три показа прошли на аншлагах. Ирина Владимировна пригласила на партию Бориса двух замечательных российских басов — Дмитрия Ульянова и Гарри Агаджаняна. А в ближайшем будущем, надеюсь, до этой сложнейшей партии дорастут и наши певцы. Мы все вместе сейчас готовимся к проведению оперного фестиваля «Парад звезд в оперном. Словцов», балет во второй половине сезона представит премьеры «Кругосветное путешествие в мир танго», «Корсар» Адольфа Адана, а также два современных спектакля в рамках проекта «Снегурочка: миф и реальность», которые войдут в программу Международного фестиваля современного танца DanceInversion.
— Осенью на IX Санкт-Петербургском международном культурном форуме Мариинский театр показал премьеру оперы Лео Делиба «Лакме» в декорациях этой постановки из Красноярска. Как стало возможным такое сотрудничество?
— У нас давние культурные связи с Мариинским театром, его певцы — постоянные и желанные гости в наших спектаклях. Вот и в начале ноября солисты Мариинки Кристина Гонца, Борис Степанов и Магеррам Гусейнов вместе с нашими артистами исполнили «Лакме» в красноярской постановке. А мы с удовольствием предоставили свои декорации для их премьерного показа на культурном форуме. Такой творческий обмен стал возможен еще и потому, что у «Лакме» в Красноярске и Санкт-Петербурге один режиссер — Сергей Новиков. Получился, считаю, прекрасный опыт взаимодействия двух театров.
И, кстати, он не единственный. Костюмы для «Бориса Годунова» нам повторно предложил Большой театр. Однажды мы уже брали в Большом в аренду костюмы и декорации из этого спектакля, но по истечении оговоренного срока вернули. Сейчас костюмы отлично вписались в нашу новую сценическую версию.
— У вас самой в этом году профессиональный юбилей — 15 лет на посту директора Красноярского театра оперы и балета. Что было для вас главной задачей в эти годы?
— Пожалуй, вернуть внимание зрителей к театру. Когда я пришла сюда работать, заполняемость залов в среднем была на 30 %. Сейчас практически каждый спектакль проходит на аншлагах, на некоторые постановки билеты разлетаются, едва поступив в продажу. Что этому способствовало? Все в комплексе — пополнение труппы большим количеством молодых талантливых артистов, высокое качество и разнообразие постановок, поиск эксклюзивного репертуара. На нашей сцене идут спектакли, которые можно увидеть только в Красноярске, — это, например, балет Тихона Хренникова «Гусарская баллада», оперы «Кавказский пленник» Цезаря Кюи и «Ермак» Александра Чайковского (последнюю композитор написал по заказу театра). А уже упомянутый хит, балет «Катарина», пользовавшийся еще сто лет назад бешеной популярностью в Европе и России, почему-то оказался забыт на целый век и вновь вернулся на сцену лишь благодаря нашему театру. Причем в новой музыкальной редакции композитора Петра Поспелова и с оригинальной хореографией, сочиненной буквально с нуля. Не случайно спектакль вызвал такое восхищение в балетном мире и получил сразу десять номинаций на премию «Золотая Маска».
Плюс на привлечение аудитории работают собственные крупные международные проекты вроде фестиваля «Парад звезд в оперном. Словцов» или балетного форума «Балет. XXI век», на которые к нам приезжали выдающиеся деятели искусства — Елена Образцова, Ирина Богачева, Юрий Григорович, Владимир Васильев и многие-многие другие. Когда в театре происходят такие события с участием мировых звезд, это не может не заинтересовать публику. И помогает развивать собственную труппу.
Елена КОНОВАЛОВА
«Коммерсантъ», 21.12.2023