Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

02.01.2024

Юлиана Малхасянц: «История о флибустьерах всегда увлекательна»

19, 20 и 21 мая в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится премьера балета Адольфа Адана «Корсар», билеты на нее уже в продаже. Хореограф-постановщик Юлиана Малхасянц, хорошо известная своими работами на нашей сцене («Катарина, или Дочь разбойника», «Князь Игорь», «Гусарская баллада» и многие другие), провела с труппой первый этап репетиций. В интервью газете «Опера&Балет» она раскрыла некоторые детали будущей премьеры. 

КорсарВы сделали собственную редакцию «Корсара». В чем ее особенности? 

– Во всем. Это полностью моя редакция – хореографическая (за исключением нескольких эпизодов), режиссерская. И по персонажам есть некоторые изменения – ухожу от жесткого гротеска, как это было принято прежде в постановках этого балета. Поскольку заявка театра была на академическую версию, спектакль выйдет в двух актах с сохранением семи самых известных фрагментов хореографии Мариуса Петипа – его знаменитые па-де-де, сцена «Одалиски» и т.д. Кроме картины «Оживленный сад», которую я решила поставить полностью самостоятельно, потому что на сегодня существуют только редакции этой сцены, изначально написанной композитором Лео Делибом для парижской постановки, а от хореографии Петипа там осталось не так много. 

Сколько трактовок этого балета существует в России? 

– «Корсар» – спектакль для императорского театра с большой труппой. Если не брать огромную реконструкцию Юрия Бурлаку в Большом театре, условно приближенную к оригиналу, существуют всего две версии «Корсара», которые считаются академическими – Константина Сергеева и Петра Гусева. Отталкиваясь от них, каждый хореограф делал своего «Корсара», а их в России немеряно. 

Балет написан на основе поэмы Байрона, но если хочется сохранить в спектакле музыку Адана и академические шедевры Петипа, приблизиться к Байрону возможно весьма условно. Я придерживаюсь либретто Жозефа Мазилье, но в нем есть мои коррективы. Убрала все лишнее, что, на мой взгляд, затягивало действие. Оно будет параллельно развиваться на двух сценах – если, скажем, на одной из них кто-то убегает, то на другой в это время прибегает. Это передает мизансценический ряд наиболее плотно и понятнее для зрителя. А так как музыка на протяжении десятилетий вобрала в себя произведения множества композиторов – помимо Адана это Делиб, Дриго, Пуни, – какие-то фрагменты я переделывала по-своему. Музыкальный материал «Корсара» можно менять, как хочешь, в нем нет единого первоисточника. 

КорсарЮлиана Геннадиевна, чем вам интересно это произведение как хореографу? 

– Прежде всего, конечно, самой темой. А во-вторых, меня всегда увлекала работа со стилистикой разных эпох, необходимость зажать себя в четкие рамки, чтобы не нарушить гармонию спектакля. Когда Юрий Бурлаку попросил поставить в «Дон Кихоте» характерные номера в таверне в стилистике Горского, мне было очень интересно придумать там и вариации Эспада, и танец с шалями трех испанок именно в соответствии с этой эпохой. Не дать себе развернуться во фламенко, потому что во времена Горского о фламенко в России и понятия не имели. Работая в определенной стилистике, ты не слишком свободен в выборе хореографического материала. А с другой стороны – нужно проявить очень много изобретательности. Возможно, однажды поставлю «Корсара» в абсолютно оригинальной хореографии. Но если уж судьбу ведет меня в иную сторону, делаю то, что может быть в ней интересным. 

Чем «Корсар» привлекателен для зрителя? 

– Это потрясающий балет, он востребован абсолютно везде, потому что здесь кипят настоящие страсти – корсары с саблями, бои, невольницы. Сама морская тематика будоражит – история о флибустьерах и пиратах всегда увлекает сильнее, чем любые сюжеты о бандитах и разбойниках. Плюс красивые декорации и костюмы, И, естественно, в нашем спектакле будет и видеопроекция моря, несмотря на стилистику Петипа. Мы работаем с отличной командой художников – это Мария Высотская (декорации), Наталья Земалетдинова (костюмы), Ирина Вторникова (свет) и Дмитрий Иванченко (видеоконтент). Думаю, спектакль будет особенно интересен именно своим современным прочтением. 

Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №5, январь 2024