Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

18.05.2012

Выйти на сцену – это счастье!

В плотном гастрольном графике солиста московского театра «Новая опера» Василия Ладюка довольно непросто получить возможность побывать на его концертах и спектаклях в России. Особенно приятно, что в нынешнем сезоне красноярского проекта «Парад звезд в оперном» певец согласился принять участие в одном из знаменательных спектаклей его творческой карьеры — в «Пиковой даме» Чайковского (Большой театр, «Метрополитен-опера», ведущие европейские театры). Красноярская публика тепло и восторженно приняла Василия Ладюка, аплодисменты и многочисленные слова благодарности не иссякали все дни фестиваля. Надеемся, что  еще не раз услышим одного из лучших оперных баритонов  в новых проектах и программах. А пока – предлагаем окунуться в наш диалог с солистом, темой которого стала, конечно, Опера!

Василий Ладюк

— Василий, в Вашем творческом багаже в начале певческой карьеры встречаются знаменательные победы в нескольких престижных международных конкурсах. Как Вы считаете, для артиста это проявление характера, естественный азарт творческого состязания не на оперной сцене, а в более экстремальных условиях или что-то другое? Что Вам лично дают конкурсы?

— Без конкурсов на сегодняшний день невозможна международная карьера. Как правило, на всех крупных вокальных состязаниях присутствуют агенты, менеджеры, которые занимаются продвижением молодых и опытных солистов, присутствуют директора и интенданты ведущих оперных театров мира. Зачастую бывает, что даже если конкурсант не прошел в финальную часть конкурса, он уже замечен и может получить контракты и с этого момента начнет свою международную карьеру. Я могу вспомнить мои ощущения от конкурсов – это, безусловно, очень нервные моменты, которые требуют психологической подготовки и выдержки. Для молодых исполнителей, я считаю, что это очень важная жизненная веха. Не будем забывать еще и о другой составляющей стороне конкурса – награде. Вчерашний студент, часто не имеющий возможности купить  рубашку, смокинг или билет на самолет, получает некий стимул обеспечить себя самым необходимым: концертным костюмом, созданием собственного имиджа и прочее. Сегодня, обладая даже фантастическим голосом, ты должен выглядеть достойно. Иначе пройдешь незамеченным. А дальше высокое звание лауреата требует постоянной ответственности. Это тоже непросто.

— После Вашей победы на конкурсе под патронатом Пласидо Доминго были ли какие-то деловые предложения, поддерживаете ли Вы профессиональные и творческие контакты с маэстро?

— Мы недавно встречались с Доминго в Москве. Маэстро планирует провести в нашей стране грандиозный гала-концерт всех лауреатов своего конкурса. Он человек очень занятой – много поет, до сих пор в хорошей певческой форме, дирижирует, организовывает разные проекты. Все расписано вперед на несколько лет. Маэстро сегодня перешел и в баритоновый репертуар, потому много занят в спектаклях и концертах.

— Да, недавно мы могли познакомиться с его новой работой в телеверсии «Риголетто в Мантуе». А что Вас удивило в нем в человеческом плане?

— Доминго – очень открытый и легкий человек. После конкурса мы с ним пересекались в Нью-Йорке, в «Метрополитен-опера» в 2007 году. У нас были разные репетиции, и меня поразило то, что спустя два года он не только узнал меня, поздоровался – он вспомнил меня, как будто вчера попрощались, спросил о планах, жизни. Такая феноменальная память не только на лица, но и на события  — удивительна! Маэстро открыт для любого общения, я всегда замечал, что он способен каждому подарить хотя бы секунду своего внимания. Обязательно спросит: «Как дела?», всегда поинтересуется более увлеченно и серьезно. Я знаю, что он помогает многим певцам, поддерживает профессионально.

— Оперный артист, в отличие от других музыкантов, имеет сложный инструмент – свой голос, состояние которого зависит от самых разных условий. Естественное желание певца — звучать полно, красиво, на хорошем дыхании, убедительно по музыке и чувствам. От чего зависит Ваше счастливое состояние на сцене?

— Выйти на сцену – это уже счастье! Это возможно звучит несколько пафосно, но на самом деле счастливое состояние даровано Богом. Не каждый, будучи безумно талантливым человеком, может выйти на сцену и проявить себя. Конечно, во многом должно быть осознание того, как ты видишь и чувствуешь действие, состояние своего персонажа. Другое дело — какими способами ты этого идеального состояния достигнешь. Я знаю, что многим талантливым певцам часто не хватает психологической выносливости выдержать этот прессинг. Например, мой педагог, профессор Дмитрий Вдовин, прекрасный баритон, показывает своим ученикам всегда очень точно и в отличном певческом состоянии. Он сам признавался, что не продолжил свою исполнительскую карьеру только потому, что не смог перебороть этот «страх сцены»…

Быть счастливым от того что ты делаешь на сцене, наверное, до конца невозможно. Всегда  должна быть ответственность за свою работу, ведь, как известно «в искусстве нет предела совершенству».

— Говорят, что критический возраст волнения – это 12 лет, когда ребенок должен пережить его и найти способы «оптимального состояния»…

— Я с восьми лет на сцене в хоровом коллективе. Можно сказать с той поры и получил прекрасную закалку.

— Ваш романтический  оперный герой в спектакле «Пиковая дама» князь Елецкий – благородный аристократ, искренний и великодушный. Чем близок этот персонаж Вам по характеру и меняется ли его трактовка по мере Вашего профессионального и личного взросления?

Впервые я дебютировал в этой партии на сцене Большого театра в 2008 году. Роль была выстроена по заложенной музыкальной драматургии Чайковского. В начале оперы и в финале Елецкий представляет очень сложный развивающийся драматический образ. В какой-то степени они с Германом проживают одну судьбу. Герман умирает от отчаянного выстрела, а Елецкий – «умирает» психологически, эмоционально. Если у человека существует искренняя и нежная любовь, и он ее теряет, то вместо жизни у него наступает  эмоциональная пустота.

— А как Вы получили приглашение участвовать в спектакле Большого театра?

— На эту постановку меня пригласил дирижер-постановщик спектакля Михаил Плетнев…

— «Пиковая дама» Большого театра – это, конечно, удивительный проект. Режиссерское решение Фокина, «черно-белая» графика Петербурга… Среди Ваших партнеров – божественная Елена Образцова…

— Елена Васильевна – это Тайна… Работать с выдающейся певицей, у которой такой творческий багаж — локомотив и много-много вагончиков, пара составов – великое счастье! Есть всегда четкая задача на сцене, которая не зависит от каких-то внешних факторов, вокруг нее все так аккумулируется, закручивается, что даже никогда не возникает сомнений в ваших действиях. Елена Васильевна настолько харизматичный человек, что может позволить высказать свое мнение о «глупом решении» в режиссуре или еще где-либо. Она имеет на это право, потому что мотивирует свои замечания профессионально и точно.

— Мы затронули очень актуальную тему. Вы много поете в Европе и видите, что довольно часто в оперном спектакле превалирует «диктат режиссерской концепции», подчас в ущерб музыкальной партитуре. Как Вы относитесь к радикальным постановкам в опере?

— Все должно быть оправдано. Я совершенно спокойно допускаю, что сейчас невозможно ставить так, как задумано композиторами и либреттистами – мы будем иметь такие постановочные «клоны». С другой стороны, можно перенести действие в другое время, в другие жизненные условия – ведь опера, прежде всего, остается ТЕАТРОМ. Вопрос в том, насколько сохранены в драматургии оперы отношения между героями, хронология событий и основная идея произведения. Конечно, нельзя ставить бред про Онегина, который умрет вместо Ленского. А Ленский допоет состояние Онегина… Декорации, наполнение спецэффектами в опере – все условно. Конечно, всегда есть как сторонники традиций, так и их смелые разрушители.

— По Вашему мнению, опера нуждается в каких-то  дополнительных средствах, чтобы привлечь и заинтересовать публику?

— В Европе сейчас модно транслировать оперные спектакли в больших кинотеатрах, проводить прямые трансляции в Интернете. Большой театр постепенно тоже переходит на такие возможности. Это все нужно для молодежи. Я считаю, что нынешнему поколению зрителей информационно это будет более доступно…

— … Да и наверняка появится желание после этого посмотреть «живой спектакль», купить билет в театр, который подарит какие-то иные ощущения.

— Другое дело, что электронная версия оперного спектакля в этом случае для пользователей сайтов должна быть очень высокого качества — по звуку, видео и содержанию. Иначе это будет профанация Оперы, и никто ее не поймет по-настоящему.

— Чем интересен сейчас театр «Новая опера» имени маэстро Евгения Колобова, в котором Вы работаете?

— Наш театр – это Дом, в котором сохраняются добрые отношения, стараются поддерживать и следовать традициям Маэстро Колобова. Это всегда бережное отношение к музыке, к тексту либретто, к оперным традициям, сохранению репертуара. К сожалению, в нашем театре нет практики приглашения солистов из других театров. Так, например, для «Пиковой дамы» нужен драматический тенор, этот спектакль там не идет. Считаю, что в настоящее время этим ограничивается часть оперного репертуара, поскольку не всегда резервы стационарной труппы театра богаты разными голосами и возможностями.

— Как Вам работалось с нашими солистами в «Пиковой даме»? Чем запомнился спектакль и ваши пожелания театру?

Спектакль интересный, с хорошим исполнительским составом – все работали с полной отдачей. В вашей труппе замечательные солисты – народный артист Владимир Ефимов меня поразил прекрасной певческой формой, мастерством, Светлана Левчук – трогательная и очень музыкальная партнерша, Анастасия Лепешинская органична в драматической и музыкальной игре. С Максимом Аксеновым из Мариинского театра мы раньше не работали, встретились здесь впервые.

Театру всегда можно пожелать чуткого благодарного зрителя, новых проектов. А еще хочется порекомендовать, чтобы с технической точки зрения все эти новые возможности сцены, с подъемами и поворотами, работали гладко и безупречно. Это требует не только «цифровой начинки», прекрасной аппаратуры – у вас это есть, но нужно научиться  перевести всю «начинку» на новый технический уровень. Опера должна всегда удивлять всеми своими фантастическими возможностями!

— Спасибо Вам за очень интересный разговор, от души желаем Вам новых ролей и встреч! Любовь и сердца красноярских опероманов остаются с Вами! Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

Анжелика ЛИСОВА
«Krasoper@news» №3, апрель 2012 г.