Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

16.04.2012

Обновление всегда интересно

Фестивальные дни всегда насыщены встречами с интересными людьми, открытиями новых страниц музыки, незабываемыми впечатлениями и переживаниями от оперных историй. Особенно интересно, когда есть возможность услышать новые голоса, познакомиться с настоящими профессионалами своего дела.

Валентен Реймон

Среди гостей-участников фестиваля – Валентен Реймон, известный европейский дирижер, организатор музыкального фестиваля современной музыки «Музыкальные сады» (Швейцария, г. Нешатель). Наша беседа состоялась после спектаклей «Парада звезд в оперном» – «Тоска» и «Баттерфляй», которые были приняты очень тепло и восторженно красноярской публикой.

— Маэстро, Ваш дебют в Красноярском оперном театре состоялся в ноябре 2010 года. Это была русская опера – «Евгений Онегин», публика и пресса хорошо приняли эту работу. Когда Вы получили предложение участвовать в проекте «Парад звезд»?

— В нынешнем году я отмечаю своебразный творческий юбилей знакомства с музыкальным Красноярском. Двадцать лет назад я впервые приехал в ваш замечательный город по приглашению моего друга – маэстро Ивана Шпиллера, создателя и главного дирижера Красноярского симфонического оркестра. С этим коллективом мы создали много интересных программ, и я до сих пор поддерживаю теплые дружеские и творческие связи. Так в июне прошлого года состоялся концерт симфонического оркестра с моим участием, после которого министр культуры  Геннадий Рукша и руководство оперного театра предложили мне участвовать в фестивале «Парад звезд в оперном». Сначала была заявлена «Мадам Баттерфляй», позднее возникла идея продирижировать и «Тоску», в которой участвовали бы и приглашенные солисты Большого театра России.

— Наверное, это наиболее любимые романтические оперы у наших зрителей. Как Вы считаете, в чем секрет такой популярности пуччиниевских опер не только в Европе, но и в России?

— Я думаю, что притягательность музыки Пуччини можно объяснить невероятной красотой мелодий, эффектностью и выразительностью арий в этой опере, а также удивительными возможностями оркестрового колорита. Всегда интересно слушать и наслаждаться теми эмоциями, которые композитор щедро записал в своей партитуре. Это сильные страсти и смелые неожиданные драматические ситуации!

— Вы имеете довольно серьезный опыт в организации музыкальных фестивалей. «Музыкальные сады» – это Ваш многолетний творческий проект, в котором широко представлена современная музыка. Насколько это трудоемкий процесс – фестиваль с точки зрения менеджмента, просветительства, финансовой стороны?

— Опыт каждого фестиваля складывается по-разному – это безусловно, концентрированная работа всех участников. Трудно давать какие-то советы по организации или созданию репертуара. Здесь все зависит от того, что вам самим интересно. Поэтому опыт одного фестиваля совершенно не похож на другой, это просто разные цели и задачи. Чем, например, отличаются спектакли вашего фестиваля от того, что идет в течение сезона в театре? Публика должна понимать, что вы предлагаете что-то совершенно новое – солисты, произведения, трактовку. Наш фестиваль в Швейцарии проходит ежегодно в течение трех недель в августе. В программе – всегда  современная музыка ХХ века, причем не только европейских композиторов, но и более широкой географии. В афише более 50 постановок – это как известные, популярные произведения камерной, симфонической музыки, так и редкие сочинения, произведения, которые мало кто знает. Репертуар всегда обновляется, никогда нет повторений – всегда только то, что еще не играли.

— Может быть, это объясняется более подготовленной и  широко эрудированной аудиторией, которая посещает концертные залы и театры. В любом европейском оперном театре всегда есть своя постоянная публика и русские певцы там тоже не редкость. В нашей стране сейчас тоже нужна такая просветительская идея – чем чаще мы что-то слушаем или читаем, тем становимся духовно богаче. Опера как жанр остается всегда очень мобильным. Какие бы Вы предложили свежие идеи для того, чтобы публика могла лучше понимать ее и чаще ходить на спектакли?

— Я бы предложил обновление современного репертуара, поскольку всегда интересно то, чего никогда не слышал и не видел. К примеру, это может быть даже редко идущая опера Шостаковича «Нос». Для творческого коллектива вашего театра это вполне осуществимо, уровень музыкантов оркестра и солистов показал, что труппа очень хорошо организована, смело идет на эксперименты, творчески продуктивна. Мне было очень интересно поработать в спектаклях фестиваля, причем была возможность оценить исполнительский уровень молодых, крепких солистов в «Баттерфляй» и опытных певцов «старой» школы в «Тоске». Я очень доволен результатом нашей совместной работы. Все подошли ответственно к работе и замечательно провели спектакли. Наши репетиции с солистами мне много открыли нового в хорошо знакомой музыке.

— А в постановочном решении как Вам показались наши спектакли?

— Оригинальное решение в «Баттерфляй» — много пластических и танцевальных приемов, это привлекает публику всегда. Все солисты очень основательно работали над драматическим содержанием своей роли – мне это понравилось.

— Какие Ваши пожелания музыкантам оркестра, на котором всегда лежит большой груз ответственности – вся музыка спектакля.

— Могу сказать, что нам всегда не хватает времени на репетициях. Это, к сожалению, небольшие издержки фестивальной работы. Хочется всегда лучшего результата звучания, более детальной проработки трудных тактов партитуры. Наконец, достижения той самой творческой свободы, когда почти не замечаешь, как идет жизнь оперного спектакля. Я готов работать не за деньги, а за результат. Но, увы,  время ставит свои условия… Музыканты успевают сыграть миллион нот, но не всегда успевают подумать, что каждая нота что-то содержит в себе. И все же наша совместная работа принесла мне невероятное количество энергии – я благодарен каждому музыканту оркестра за чуткость и внимание. Хочу сказать, что чудес в нашей работе не бывает, и я желаю только работы, работы, работы! Мы все — музыканты, которые должны хорошо знать свое ремесло. А дальше – приходите на спектакль!

— Маэстро, скажите по большому секрету – из более чем 50 опер, которыми Вы дирижировали, хорошо знаете – какая Ваша  самая любимая партитура? Вы ее часто перелистываете, слушаете, мечтаете поставить…

— Это оперы Шабрие и… (немного подумав) – оперная драма «Воццек» Берга. Это очень сложный материал и, в буквальном смысле, страшно интересный.

— Последняя опера уже идет в Большом театре, осталось только красноярской публике, знатокам оперы дождаться новых премьер сезона и надеяться в будущем когда-то увидеть такие же смелые нестандартные премьеры и на нашей сцене…

— Да, в вашем репертуаре много представлено опер 19 века и это хорошо, но мне кажется, что нужно освежить и «разбавить» все же более современным репертуаром. Не бояться, что публика не поймет и не купит билеты – наоборот, это покажется ей смелым и оригинальным решением, новым современным диалогом. Сюжетов много, музыки – море!

— Спасибо за добрые советы и пожелания! Надеемся на новые интересные встречи с Вами. Удачи и вдохновения во всех Ваших музыкальных проектах!

Анжелика ЛИСОВА
«Krasoper@news» № 2, март 2012 г.