Цветовая схема:
Спектакли с участием дирижера из Швеции Марии Эклунд — «Штраус-Гала» и «Иоланта» привлекли внимание. И в самом деле, женщина-дирижер — явление редкое на российской оперной сцене.
— Почему Вы откликнулись на приглашение принять участие в «Параде звезд в оперном»?
— Эти места мне интересны, и потом здесь, в глубине России зарождается русская духовность. Я родилась в Москве, и мы ездили в детстве может быть только в Сочи или в Прибалтику. А как дирижер и как музыкант я стала по России ездить достаточно много. Встречи с публикой и ее восприятие музыки бывают очень теплые, и что особенно замечательно — глубокие сопереживания у публики. Вообще для русских людей посещение оперы — не вопрос престижа, речь идет именно о том, что люди любят классику и приходят в театр слушать ее. Мне кажется, для русских людей это не только развлечение, это, безусловно, поиск смысла жизни какого-то, эмоционального заряда. Русская публика способна воспринимать музыку глубоко, по-настоящему.
— Вы поработали с оркестром и солистами Красноярского оперного. Как можете оценить уровень музыкантов?
— Певцы мне очень нравятся, сильная стабильная вокальная школа, которая немножко отличается от Европы, на мой взгляд, красочностью голосов. Они в Европе очень точны интонационно, но не всегда богаты по обертону. А у вас немного другая школа, она интересна тем, что голос более характерный. Что же касается музыкантов оркестра, мне интересно работать, они очень восприимчивы, я считаю, что это хороший оркестр. Явно совершенно, что они хотят получить от дирижера и эмоциональный заряд, и какие-то технические вещи.
— Это очень необычно – женщина-дирижер.
— Эта профессия развивается. И в оперных театрах происходит много новых тенденций, за этим тоже нужно следить все время. И это абсолютно верно, что ваш фестиваль приведет к тому, что о вас будут узнавать, во-первых, потому что, вот Эклунд приехала, другие артисты приедут. Эти люди разнесут информацию по интернету. Несколько тысяч об этом будут знать. Может быть, мы что-то расскажем, как-то поделимся тем опытом или тенденциями. Потому что в исполнительском искусстве сейчас очень много есть тенденций, есть мода. В Россию она не часто доходит.
— А на что, например, мода?
— На эффекты, введение каких-то электронных техник. Например, в шведском театре «Норландс Опера» в этом сезоне ставится спектакль, где голоса певцов будут искажаться при помощи электронных эффектов. Это интересно для публики, это необычно в оперном искусстве. Разные идеи имеют право на существование. Можно это не поддерживать, но я считаю, музыканту надо тенденции в искусстве прослеживать.
Вот в вашем театре мне нравится вот «Штраус-Гала»: то, что оркестр сидит на сцене – очень необычно, много юмора в спектакле. И это программа, которая может идти от нового года до весны. Она однозначно привлекательна для публики. Поэтому от вас я тоже чему-то научилась. Такой обмен очень важен. Для этого и нужны такие фестивали, чтобы воспринимать что-то новое, чтобы был обмен.
«Krasopera@news» №2, март 2012 г.