Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

22.10.2004

Певец Владимир Ефимов: "Я всегда был премьером"

Его проникновенный красивый баритон знают и любят многие красноярцы, ценители вокального искусства. Еще в 70-е годы прошлого века несравненная Ирина Архипова назвала его в десятке лучших певцов страны. Им исполнено множество оперных партий, таких, как Скарпиа в "Флории Тоска" Пуччини, Григорий Грязнов в "Царской невесте" Римского-Корсакова, Фигаро в "Севильском цирюльнике" Россини, Жермон в "Травиате" Верди. В прошлом году народный артист России, солист Красноярского театра оперы и балета Владимир Викторович Ефимов отметил 30-летие своей театральной деятельности, а нынче в августе в узком семейном кругу справил свой 60-й день рождения.

ТИХИЙ ЮБИЛЕЙ

Друзья и поклонники (в том числе и наша газета), конечно, поздравили замечательного певца с 60-летием. А вот местные власти, как это ни удивительно, ухитрились "не заметить" славную дату и ни единым словом не поздравили юбиляра. Впрочем, сам Владимир Викторович относится к этому внешне вполне спокойно.

Владимир Ефимов- У нас сейчас многие большие артисты не отмечают своих юбилеев, - говорит он. - Видимо, не хотят слышать в свой адрес казённых слов, лукавства, неискренности. Недавно Спиваков, к примеру, отметил своё 60-летие рядовым концертом. А проколоть дырочку в пиджаке для медальки или почётного знака... к этому я не очень стремлюсь. Мне куда дороже признание людей, зрителей. В любом случае проведение юбилейных торжеств не должно быть моей инициативой.

- С Красноярским театром связано 26 лет вашей творческой жизни. Помните, как это всё начиналось?

- После окончания Уральской консерватории я семь лет отслужил в Свердловском театре оперы и балета. В 1977 году был на гастролях в Красноярске - и меня пригласили в только что создававшийся здесь театр. В 1978-м мы с супругой подали заявления, меня не сразу отпустили из Свердловска, и с января 1979 года я стал красноярцем.

Конечно, 60 лет - это итоговый возраст, но стариком я себя не считаю. Мне довелось испытать громадное счастье из-за того, что был успех у публики. Я всегда был премьером и по сей день остаюсь таковым. Я и сейчас на сцене испытываю творческую радость, вдохновение, а это для певца очень важно.

- Какими свойствами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий оперный певец?

- Умением правильно петь, двигаться на сцене, взаимодействовать с партнёрами, донести свою концепцию. За свою жизнь мне пришлось петь на самых крупных, самых престижных сценах страны, с коллегами, представляющими нашу вокальную элиту. В советские времена я участвовал в очень ответственных концертах - в Большом театре, в Кировском театре, на главных сценических площадках столицы. Много бывал за рубежом, представлял Советский Союз в разных странах. Было очень почётно выступать вместе с такими знаменитыми артистами, как Ульянов, Яковлев, Архипова, - это меня ко многому обязывало. Много выступал по стране, по линии Госконцерта. Но конечно, самые взлётные моменты сопряжены с оперной сценой. С благоговением вспоминаю такие партии, как Гамлет, Чацкий, Олег Кошевой...

ПУТЬ В ИСКУССТВО

- Вырос я в провинциальном южноуральском городе Златоусте, в простой семье, где не было артистов, - рассказывает с улыбкой Владимир Ефимов. - Но меня с детства тянуло в музеи, к искусству, и раньше, чем к пению, появилась тяга к рисованию. Я многое в жизни пытался познавать через восприятие искусства. Много рисовал, много размышлял, слушал по радио музыкальные передачи. Рано пришлось начать работать, учился в вечерней школе. А петь начал в 17-18 лет - сначала пел "для себя", а потом уж друзья уговорили как-то выступить в клубе на каком-то праздничном концерте. Я там спел "А у нас во дворе" Пахмутовой - это было моё первое публичное выступление.

- Помог ли вам ваш голос во время службы в армии?

- По-разному бывало... Между прочим, свой первый наряд вне очереди я получил за то, что отказался петь - вредный старшина хотел заставить нас петь на морозе. Но потом я попал в ансамбль, и всё было хорошо. Можно сказать, что армия дала мне толчок к обретению профессии. Так что в консерваторию я потом пришёл уже сложившимся певцом. И на четвёртом курсе меня пригласили в театр, а консерваторию я заканчивал уже экстерном.

- Ваши любимые партии?

- Я уже называл заглавную партию в опере "Гамлет" Слонимского и партию Чацкого в опере Баньщикова "Горе от ума". Эти партии очень интересны не только вокально, но и по сценическому наполнению, по концепции, по драматизму. Запомнилась партия Киазо в опере Палиашвили "Даиси", за которую в середине 70-х я получил диплом "За лучшую оперную партию". Из классического репертуара хочу назвать прежде всего партии Жермона из "Травиаты" и Ренато из "Бала-маскарада".

Особенно же дорога мне самая первая моя партия, с которой я вступил на оперную сцену, - это Фигаро в "Севильском цирюльнике". Впервые я спел её 5 мая 1972 года (у меня сохранилась афиша!) и вот уже более 32 лет я её исполняю.

УЧИТЕЛЯ И НАСТАВНИКИ

Владимир Ефимов- Мне в жизни вообще везло на добрых людей, многие относились ко мне участливо, я был как доверчивый ребёнок. До сих пор благодарен своему классному руководителю, простой школьной учительнице за её человечность и доброту. С большой теплотой вспоминаю Володю Гулидова, жалею, что близко познакомился с ним лишь в последние годы его жизни.

Благодарен и тем, кто учил меня профессии. Я вбирал в себя всё, что мне было необходимо. Наша профессия не имеет рамок, границ - если, конечно, ты человек творческий. Нельзя останавливаться на достигнутом. Очень много дало мне общение с Борисом Штоколовым, Людмилой Зыкиной, концертмейстером Давидом Ашкенази, Долухановой, Лисицианом, Архиповой.

Уверен, что раннее увлечение искусством, живописью помогло мне в дальнейшем профессиональном развитии. Людям, любящим искусство, легче овладевать нашей профессией. Узкий же, примитивный человек неинтересен в любой отрасли. К сожалению, эта широта в наши дни не приветствуется. А ведь не случайно в России всегда рождалось много самородков - благодаря широте русской души!

КСТАТИ, О САМОРОДКАХ

- Одного природного дара, конечно, мало. Нужна школа, нужна культура. А то ведь приходится иногда встречать таких самородков "от сохи" - есть они и у нас, в нашем крае - с неоправданными амбициями профессионального певца и с полным отсутствием школы, певческой культуры.

Помню, в Свердловске был певец Олег Плетенко, без специального образования, но он сам постоянно стремился впитать культуру, навыки профессионального мастерства. Великий Шаляпин очень многого добился самообразованием. Мне тоже многие говорили, что я мог бы не заканчивать консерваторию, но мне нужно было общение с мастерами. Профессиональная школа должна переходить от поколения к поколению.

ГЛУХАЯ ВЛАСТЬ

- Мне всегда было непонятно - как можно управлять культурой? - недоумевает Владимир Ефимов. - Наши чиновники и раньше отличались непрофессионализмом. Помню, в 1985 году, в разгар противоалкогольной кампании, мне в Москве довелось петь с ансамблем старинной музыки, и я должен был исполнить "Экспромт Карлоса о вине" Бортнянского. "О вине - не пойдёт!" - заявили чиновники, и объявлено было так: "Экспромт Карлоса Овинье"... И все остались довольны!

- А как дела обстоят сегодня?

- И сегодня чиновники думают о чём угодно, только не о духовном здоровье нации. Ситуация даже ухудшилась, особенно в нашем крае. В сильном государстве должна быть высокая духовность, высокая культура. Если вспомнить то время, когда создавался наш театр, то местная власть тогда стремилась, чтобы люди постигали высокое искусство. И к театру тогда отношение было уважительное, а сейчас - никакого отношения со стороны власти, вся сфера культуры пущена на самовыживание. Если бы я в 1979 году, приехав сюда, увидел то, что вижу сегодня, я бы развернулся и уехал назад... Без оперы прожить можно, конечно, но ведь нравственность формируется в комплексе. Музыкальное искусство - самое высокое, самое эмоциональное, самое необъяснимое и самое универсальное. А многие люди власти, к сожалению, глухи к искусству.

Власть должна тянуться к талантам. Не о себе говорю, талантливых людей у нас много. Надо беречь их, чтобы не уезжали, а то ведь многие уже уехали, ощущая здесь свою невостребованность.

Федирко когда-то ходил на мои концерты, а вот в последние годы я не видел на своих концертах ни одного высшего чиновника. Это говорит о их духовной бедности. Музыка Рахманинова, Бетховена, Чайковского их не волнует. А что же их тогда волнует? Попса? Когда приезжают так называемые звёзды эстрады, то полно их машин, все чиновники рвутся на их концерты.

- Шоу-бизнес живёт по законам рынка...

- Плохо, что всё подавляет попса! Не должна быть одна только развлекаловка. И когда в театре пытаются тоже только развлекать, меня это возмущает. Наш жанр требует другого - наш жанр воспитующий. Для чего человек обращается к религии, к небесам? Чтобы найти решение своих проблем, найти отклик на свои душевные смятения. Нельзя дурачиться на серьёзной сцене - это дешёвка, которой не должно быть места в нашем театре. Если мы будем выхолащивать наш жанр, то как же мы станем воспитывать молодых людей? Мы должны им нести высокую культуру. За что они будут бороться? Ведь отстаивать интересы страны надо не только на войне, но и в искусстве. Раньше меня всегда наполняло чувство гордости, что я - советский человек. И сегодня я хочу гордиться тем, что я - русский артист.

Вот почему я считаю, что культурная политика в нашей стране должна быть срочно и радикально изменена.

ЩИТ АРТИСТА

Владимир Ефимов- Не для чиновников, а для своих поклонников я хочу вскоре устроить творческий вечер. Будет ли это спектакль или концерт из лучших номеров, пока ещё не решил.

В этом сезоне наш театр собирается поставить "Дон Жуана" Моцарта, и я с удовольствием спою заглавную партию. В текущем репертуаре я занят во многих спектаклях, и каждый мой очередной выход на сцену связан с каким-то переосмыслением образа. Так что всё моё время заполнено творчеством. Если я не пою в театре, то занимаюсь резьбой по камню или живописью. Кстати, одновременно с творческим вечером я хочу провести и выставку своих пейзажей и портретов. Отдыхать же предпочитаю в своём доме в деревне, который я построил собственными руками. Там такая очаровательная природа!

- Ваш дом - ваша крепость?

- Наш мир бывает иногда жестоким, вот и приходится артисту как бы прикрываться щитом от окружающих. Мой дом, моя семья (а у меня двое сыновей), моя живопись - всё это мне помогает оградить себя от зла, уберечь в себе доброе начало.

БЛИЦ

Ваш любимый композитор? - Верди.

Любимые певцы? - Певцов много. В восторге от итальянской певицы Чечилии Бартоли.

Любимый художник? - Репин. Считаю его и философом.

Кто из современников вызывает у вас восхищение? - Мой однофамилец, художник Борис Ефимов. Ему уже 104 года, а он обладает завидной энергетикой и гибким умом.

Ваш девиз? - Не изменять своей звезде!

НА СНИМКАХ: народный артист России Владимир Ефимов.

С юбиляром беседовал Эдуард РУСАКОВ
"Красноярский рабочий", 22.10.2004 г.