Цветовая схема:
Под таким названием 2 марта 2005 года в Красноярском государственном театре оперы и балета пройдет бенефис солиста оперы Евгения Олейникова.
25 лет Евгений Семенович служит в театре. За эти годы им созданы десятки ярких сценических образов, исполнены сложнейшие арии классического и современного оперного репертуара. Его знают как преподавателя академии музыки и театра. Он находит время сниматься в рекламе, а некоторые зрители узнали его в гриме Деда Мороза на "главной елке" города Красноярска.
В преддверии своего бенефиса Евгений Олейников любезно позволил нам "проплыть" вместе с ним по реке его памяти, длинной и извилистой, как и у любого интересного человека, и лодка его воспоминаний причаливала то к одному берегу, то к другому...
О детстве...
- Я родился в Северном Казахстане, в городе Кокчетав. Одно из ярких воспоминаний раннего детства - первая рыбалка. Мой отец был репрессирован, и дед заменил мне его. Мы жили на берегу большого озера, и в пять лет дед впервые взял меня с собой на рыбалку, научил ловить рыбу сетью. С тех пор озеро стало моим другом, вода - моей стихией.
В школе учился хорошо. Проблемы были лишь с одним предметом - с пением. Да, да. Не удивляйтесь. Учитель пения, прослушав меня однажды, определил, что у меня полное отсутствие голоса и слуха и, чтобы не мучить ни себя, ни меня, разрешил не посещать уроки пения.
Возможно, я так и прожил бы свою жизнь, думая, что музыкальностью природа меня обделила, если бы не сосед. Узнав причину, по которой я не хожу на уроки пения, он решил немного позанимался со мной. Когда в очередной раз в школе проходило прослушивание, мой учитель пения был очень удивлен "вдруг" появившимися у меня музыкальным слухом и голосом. После этого я был принят в школьный хор. Так началось общение с музыкой, но тогда я, конечно же, еще и не предполагал, что пение станет моей профессией.
О юности...
- Затем была учеба в машиностроительном техникуме и работа учеником токаря. В свободное время пел в заводском хоре. В те годы были очень популярны Муслим Магомаев, Полад Бюль-Бюль-Оглы, Рашид Бейбутов. Их песни были слышны из окон всех домов. Они были моими кумирами. Какие голоса!!!
После окончания техникума пошел служить в армию. И там судьба еще крепче связала меня с музыкой, хотя служил в инженерно-строительных войсках. Участвовал в художественной самодеятельности, к праздникам организовывал концерты для солдат и командиров. Служа в армии, стал заниматься в вокальном кружке пермского дома офицеров. Как раз руководитель этого кружка и предложил мне учиться вокалу профессионально.
1970-ый стал годом поступления в Пермское музыкальное училище. На прослушивании исполнил песню, которую нашел в сборнике произведений, исполненных Ф. И. Шаляпиным - "Помню, я еще молодушкой была...". Сейчас вспоминаю об этом с улыбкой.
Основам профессионального пения, вокального мастерства научила меня Елена Александровна Логвинова, которая была моим педагогом в училище и она же настояла на моем поступлении Московскую консерваторию.
О консерватории...
- В 1974 году я поехал "покорять" Москву. Меня выбрали из 40 баритонов, поступавших в консерваторию в тот год. Моими педагогоми были вначале А.Ф. Ведерников, солист Большого театра, затем я перешел в класс к профессору Г. Н. Тицу. Консерватория - тот бесценный источник, обогативший меня знаниями и премудростями вокального искусства. В консерватории, мне посчастливилось поработать с таким мастером музыкальной режиссуры, как Б. А. Покровский, который поставил оперу "Евгений Онегин", с участием одних студентов. Я исполнял партию Онегина.
Учеба в консерватории - очень значимый период моей жизни, хотя с ним связаны и не очень приятные воспоминания. В 1979 году, заканчивая обучение, я готовился принять участие во Всесоюзном конкурсе вокалистом им. М. Глинки в городе Таллине. Состоялось прослушивание в консерватории..., и меня не пропустил на конкурс мой собственный педагог! Можете себе представить мое состояние! На нервной почве я потерял голос, а ведь у меня к тому моменту уже были приглашения на работу из многих театров СССР, которые я получил после так называемой "ярмарки вокалистов", проходившей в Казани. Впереди было вынужденное молчание в течение нескольких месяцев. Именно в этот трудный момент, я и познакомился с Максимилианом Станиславовичем Высоцким, который в то время был главный режиссером красноярского оперного театра.
О театре
- Максимилиан Высоцкий приехал в Москву, разыскал меня в общежитии консерватории, пригласил на работу в Красноярск. Я долго думал, сомневался. Голос к тому времени стал восстанавливаться. Я решился приехать на прослушивание в Красноярск. Так в 1979 году я был принят на работу в красноярский оперный. Театр привлек меня удивительной творческой атмосферой, молодостью и связанным с ней отсутствием штампов. Мой дебют в Красноярске был в партии восточного мудреца-целителя Эбн Хакиа в опере "Иоланта". Затем были "Князь Игорь", "Аида". Ритм работы заданный всему постановочному коллективу был просто "бешеный". Премьеры следовали одна за другой. График репетиций и спектаклей практически не оставлял свободного времени. Но мы (солисты, артисты оркестра, художественное руководство) были молоды, азартны и нам такой ритм жизни нравился.
А конкурс вокалистов им. Глинки я все же покорил... Уже будучи солистом красноярского театра, в 1981 году, стал дипломантом десятого, юбилейного конкурса, проходившего в Минске.
Вот уже 25 лет я пою на красноярской сцене. Этой дате, собственно, и посвящен мой предстоящий бенефис. За эти годы было много концертов, камерно-вокальных программ, гастролей, выступлений в других городах, но главное - это интересные роли в оперных спектаклях: Онегин ("Евгений Онегин"), Томский ("Пиковая дама"), Скарпиа ("Тоска"), Грязной ("Царская невеста"), Дон Прокопио ("Дон Прокопио"), Риголетто ("Риголетто"), Тонио ("Паяцы"), Граф ди Луна ("Трубадур") и мн. др.
О дне сегодняшнем...
- Сегодняшний день для меня - это и Красноярская академия музыки и театра, где уже много лет я делюсь со своими учениками знаниями и накопленным опытом в искусстве вокального пения; это, конечно же, театр, где я исполняю партии Эбн-Хакиа в опере "Иоланта", шута Риголетто в одноименной опере, царского опричника Григория Грязного в "Царской невесте", Графа Альмавивы в "Свадьбе Фигаро" и др.
Февраль месяц - это, конечно же, напряженная работа, связанная с подготовкой бенефис, на который я пригласил тех, с кем учился и работал в театре. Всех имен называть не буду - пусть это будет приятным сюрпризом для зрителей. Скажу лишь, что на бенефисе выступят любимцы красноярской публики, народные артисты России Наталья Чеховская и Василий Полушин. Надеюсь, будет интересно.
Печатные площади журнала не позволяют подробнее пересказать нашу трехчасовую беседу с интересным человеком, великолепным рассказчиком, солистом театра оперы и балета Евгением Олейниковым. Однако главное - слушать певца на сцене, в спектаклях, где в месте со своими героями артист смеется и плачет, любит и ненавидит.
"Миллион Стиль", №1-2, январь-февраль 2005 г.