Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

02.03.2005

Призрак оперы на Енисее

С солистом Красноярского театра оперы и балета Евгением Олейниковым мы встретились накануне его бенефиса, посвящённого 25-летию творческой деятельности артиста. Мне, как и многим красноярцам, хорошо знаком звучный баритон этого талантливого певца - по таким очень разным оперным партиям, как Евгений Онегин, Грязной в "Царской невесте", Риголетто. Совсем недавно довелось слышать в его исполнении партию вальяжного и лукавого графа Альмавивы в опере "Свадьба Фигаро" бессмертного Моцарта. На сцене Евгений Олейников привлекает не только вокальным, но и актёрским, драматическим талантом, импозантной внешностью, всей своей статью.

Евгений ОлейниковРазговор наш, начавшись с предстоящего бенефиса, очень быстро утратил свою юбилейную благостность и принял характер грустных раздумий артиста о судьбе родного театра, о жанре оперы, находящейся, по его убеждению, нынче у нас в загоне...

А ведь как всё здорово начиналось! Какие были радужные мечты и планы, когда в декабре 1979-го он, выпускник Московской консерватории, был зачислен в штат самого молодого в России, только что созданного Красноярского театра оперы и балета. И до этого в судьбе Олейникова всё, казалось бы, складывалось успешно, хотя жизнь поначалу его не баловала, детство было нелёгким, не очень располагающим к высокому искусству.

- Рос я без отца, - вспоминает Евгений Семёнович, - и чтобы прокормить нас с младшей сестрёнкой, мама сдавала комнату квартиранту, который оказался учителем пения. Он со мной первый и занимался, с его помощью я выучил песню "Куба - любовь моя", после чего меня записали в школьный хор. Потом пел в хоре, когда учился в машиностроительном техникуме. А когда служил в армии, в Перми, записался в вокальный кружок при Доме офицеров, и руководитель кружка, солист Пермского оперного театра, сказал мне, что мне обязательно надо учиться.

После демобилизации окончил Пермское музыкальное училище, потом поступил в Московскую консерваторию. До сих пор с благодарностью вспоминаю своих педагогов - замечательных певцов Александра Ведерникова и Гуго Тица. После окончания консерватории меня приглашали в разные театры страны, но откликнулся я на приглашение тогдашнего руководителя Красноярского театра оперы и балета Максимиллиана Высоцкого.

- За четверть века работы в театре вы успели пропеть почти весь репертуар баритона. Можете ли назвать свои самые любимые партии?

- Партии, что дети... все - любимые, но по-разному. В этом смысле мне повезло, я счастливый человек. Прежнее руководство театра сумело охватить почти всю классику, мы пахали тогда будь здоров, по три-четыре премьеры в год. Кстати, первой моей мажорной партией был Фигаро, которого я пел три года по настоянию Йозефа Станека, чешского постановщика оперы "Свадьба Фигаро". Но какой же я Фигаро? Фигаро - шустряк, живчик... И потом я вернулся к партии графа. Очень серьёзными были партии князя Игоря, Евгения Онегина, Риголетто... Грязной в "Царской невесте" - одна из самых значительных партий.

- Как вы можете охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в театре?

- Ситуация печальная. Театр, который имел колоссальный потенциал, очень многое растерял за последние годы. К сожалению, нынешнее руководство театра не скрывает своего негативного отношения к опере. Только - балет... Уже одиннадцатый год нет совместных, оперно-балетных концертов. Что говорить, если столько же лет у нас не проводится сбор труппы!.. Давно уже нет худсовета... Четырнадцать лет у театра нет полноценных гастролей. А ведь, к примеру, Бурятский театр оперы и балета ездит же на гастроли, значит, можно и в наши дни это делать. А у нас только балет выезжает на гастроли, только в адрес балета произносятся добрые слова. Два года уже нет премьеры оперы. Правда, сейчас предполагается премьера "Дон Жуана" Моцарта, но, я слышал, хотят его сокращать... а как можно сокращать классику?!

Руководству надо думать вообще о театре, а не только о балете. При таком отношении мне иногда даже на работу идти не хочется. С большей радостью иду к студентам в академию музыки и театра. Академия - это отдушина.

- Что же делать?

- Надо менять руководство театра, и не только директора, но и всех руководителей, всю команду. Надо обновить труппу, ведь можно для этого поехать в Москву, посмотреть выпускников...

- Каким должен быть руководитель театра?

Евгений Олейников- Такие разные артисты, как Архипова, Вишневская, Образцова, не раз говорили, что в наше время почти во всех театрах руководителями являются посредственности... Середнячки заняли власть! Серость - страшная вещь. А в искусстве многое решают личности. Такие, как Борис Покровский, Михаил Годенко. У нас же пока я не вижу достойной фигуры, которая могла бы возглавить театр.

- Много ли у вас работы в нынешнем репертуаре?

- Нет, недостаточно. Сейчас я пою в "Иоланте", "Царской невесте", "Свадьбе Фигаро", "Риголетто" и "Бале-маскараде". Не участвую ни в "Дочери полка", ни в "Отелло"... в "Кармен" меня сняли... В "Дон Жуане" я буду исполнять партию Лепорелло, хотя вообще-то сам вижу себя Дон Жуаном... А что будет дальше - не знаю. Всё покрыто мглой и тайной.

...Сегодня на бенефисе в концертной программе "Берега моей жизни", пронизанной темой Любви, Евгением Олейниковым и его коллегами будут исполнены отрывки из разных опер. Выступят с балетными номерами народные артисты России Наталья Чеховская и Василий Полушин.

БЛИЦ
- Ваши любимые певцы? - Владимир Атлантов, Николай Гяуров.
- Любимые оперы? - "Риголетто", "Царская невеста".
- Хобби? - Чтение книг (этим я себе зрение испортил!), настольный теннис, рыбалка.
- Ваш девиз? - Главное в жизни - мир и любовь.

НА СНИМКАХ: Е. Олейников в жизни; он же - в партии Евгения Онегина.

Эдуард РУСАКОВ
Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО и из домашнего альбома
"Красноярский рабочий", 2 марта 2005 г.