Цветовая схема:
Рубеж двух веков стал для выпускницы Томского музыкального училища и Красноярского института искусств Светланы Кольяновой по-настоящему звёздным. В 1998 году актриса стала обладательницей «Хрустальной маски» на краевом театральном фестивале, в 2000-м - лауреатом национальной премии «Золотая маска», в 2002-м – дипломантом IV международного конкурса вокалистов в Варшаве, и ей было присвоено почётное звание заслуженной артистки России. За минувшее десятилетие Светлана Кольянова стала любимицей красноярской публики, исполнив ведущие партии в операх «Свадьба Фигаро» (Сюзанна), «Севильский цирюльник» (Розина), «Царская невеста» (Марфа), «Дон Жуан» (Эльвира), «Снегурочка».
Скоро поклонники таланта певицы смогут увидеть её новые работы. 27 мая на сцену Красноярского музыкального театра она выйдет в новой роли – Теодоры – в оперетте «Принцесса цирка», а 15 июня состоится сольный концерт Светланы Кольяновой с романтическим названием «Моя любовь».
- Вы помните, как первый раз вышли на сцену?
- Конечно. Это было ощущение полного ужаса, прострации. Я себя абсолютно не слышала и плохо контролировала. После этого выступления я, как в кино, скатилась по стенке в коридоре и рыдала горючими слезами.
- Вашей дипломной работой стала партия Сюзанны в «Фигаро». Ответственная роль. Тут не страшно было?
- Нет, над ней мы много предварительно работали. Со временем я поняла, что чем дольше ты находишься на сцене, тем естественнее и увереннее себя чувствуешь.
- Каким образом артист оценивает себя на сцене? Ведь бывает так, что собственные ощущения не совпадают с тем, как оценивают тебя коллеги, критика, публика…
- Это очень сложно – адекватно себя оценить. Только опыт и время расставляют все точки на «i». Особенно важна объективная оценка для певцов, работающих без микрофона. Как правило, вокалист нуждается в постороннем ухе. Благо, что сегодня, имея качественную аппаратуру, можно себя записать и послушать, что-то разобрать и подправить. Когда я начинала, такой возможности ещё не было. Можно было только рассчитывать на профессиональный взгляд со стороны. Но, как показывает жизнь, найти такое «золотое» ухо очень сложно. Но мне это всё-таки удалось.
- Вы участвуете в проектах различных театров, коллективов, выступаете в разных жанрах… А Вам лично что ближе?
- Мне комфортно везде, где царят музыка и театр. В жизни бывают разные периоды, когда интересно то одно, то другое. Одно время муссировался слух, что два театра – оперный и театр музыкальной комедии – объединят. Если бы это произошло, думала, я бы была очень счастлива как актриса. Потому что есть спектакли, которые я очень люблю в театре оперы и балета, и есть постановки, которые я обожаю в музыкальном театре.
В юности грезила о карьере драматической актрисы. В драмтеатр я ходила регулярно и постепенно поняла, что мне там чего-то не хватает, а именно – музыки. В этом плане для меня, наверное, более интересен именно музыкальный театр. Тут есть возможность проявить себя и в драматическом жанре, и в музыкальном плане.
- Несколько лет назад Вы получили самую престижную театральную премию России «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в оперном спектакле». Каким образом Вам это удалось? Ведь все признают, что состязания между провинциальными и столичными театрами априори складываются не в пользу регионов.
- Не знаю, как это случилось. Мы приехали и отработали спектакль «Дочь полка» так, как играли его здесь, в Красноярске. Ничего такого особого для конкурса не выдумывали. Небольшой эмоциональный подъём в связи с тем, что мы работаем на другой сцене, для другой публики, конечно, был. Ещё стимулом отыграть на ура стал, наверное, некий протест против стереотипа, что самые лучшие театры и актёры только в Москве и Питере, всё, что за пределами этих городов, как бы второй сорт. Может быть, это звучит слишком пафосно, но хотелось доказать, что мы не хуже. Как видите, нам это удалось.
Интересно, что отыграв на «Золотой маске», мы ни на что не претендовали. Отработали, получили аплодисменты и цветы, сели в автобус, чтобы ехать домой. И тут я услышала: «Кольянова, выходи из автобуса вместе с вещами». Мы стали ждать вердикта конкурсного жюри. Вера Степановна Ситникова, которая в то время была директором Красноярского театра оперы, сказала мне: «Знаешь, комиссия проспорила всю ночь, но так и не решила, кому достанется «Маска» среди оперных певиц… Но ты на всякий случай иди-ка купи себе платье. Я тебе премию выпишу». Мы же приехали по-рабочему, в джинсиках. В общем, я поехала на Черкизовский рынок и купила себе наряд для «вдруг стану победительницей». И он пригодился. Было очень приятно. С другой стороны, позже я поняла, насколько ответственно быть обладателем столь престижной премии: теперь мне работать нужно намного больше, нельзя ударить в грязь лицом ни перед коллегами, ни перед зрителями.
Вообще, было приятно работать в «Дочери полка». Спектакль получился очень хорошим: весёлым, экспрессивным, ярким. Жаль, что он больше не идёт в нашем оперном, ведь людям сегодня так не хватает лёгкости, радости, беззаботности. В прошлом сезоне постановке исполнилось десять лет, и мы отыграли юбилейный спектакль. В этом году он ни разу не вышел на сцену.
- Где сегодня находится Ваша «Золотая маска»?
- Она висит у меня дома над фортепиано, где я каждый день занимаюсь: распеваюсь, учу новые партии. Так что она до сих пор даёт заряд для новых творческих свершений и освещает мой путь.
- Правда ли, для того, чтобы иметь выдающийся оперный голос, вокалисты должны быть в теле? Вы вот не похожи на оперную диву: очень стройная, хрупкая.
- Это полная ерунда. Вес не влияет на качество голоса. Если человек говорит, что он не будет худеть, потому что это негативно скажется на его голосе, то это скорее идёт от его лени, от нежелания работать над собой. Посмотрите, сколько сегодня на мировой сцене великих оперных певиц с великолепными, стройными фигурами, красивыми лицами! Сегодня театр выставляет новые требования к актёрам: они должны не просто обладать замечательными голосами, хорошо выглядеть, но и прекрасно двигаться на сцене, а не стоять, как тумба. Считаю, что актёрам просто необходимо следить не только за голосом, но и за своей физической формой – ведь мы всё время находимся на виду. И зритель, когда приходит в театр, хочет видеть красоту. Её в жизни так мало.
- Когда Вы поняли, что Вы – актриса, что для Вас нет иного пути, чем сцена?
- Когда я попыталась поменять род деятельности. Приняла приглашение попробовать себя в роли чиновника, правда, в родной области – культуре. В результате мне хватило нескольких месяцев, чтобы понять, что это не моё. И главное, я осознала, что не могу существовать вне актёрской профессии. Я очень благодарна людям и судьбе за возможность такой пробы в иной ипостаси, за возможность сравнения. До этого у меня было много разных мыслей, которые я стала задавать себе, проработав много лет на сцене: кому нужны сегодня опера, романсы, песни? Мне стало казаться, что всё это довольно бесперспективно, бессмысленно. Мне захотелось попробовать себя в другой сфере. Получив иной опыт, вы даже не представляете, с какой радостью теперь занимаюсь делом, которое люблю. Это огромное счастье.
- Вне театра жизнь существует?
- Конечно. Люблю вязать, обожаю плавать, ходить в баню, читать… У меня – семья. Как и любая женщина люблю и умею заниматься какими-то домашними обязанностями. Правда, дочь уже большая, поэтому требует уже не столько внимания, как раньше.
- По стопам мамы не хотела пойти?
- Я в своё время ей доходчиво объяснила, что если Бог не поцеловал тебя в макушку, то не стоит ломать свою судьбу и доказывать себе и окружающим, что ты можешь. Певцы – это больные люди, больные своей профессией. И без этого диагноза делать в актёрской профессии нечего. Поэтому для дочери пение существует в качестве хобби, а учится она в институте железнодорожного транспорта.
- Как давно Вы вернулись в музыкальный театр? Где Вас можно увидеть в ближайшее время?
- Солисткой музыкального театра я вновь стала примерно полгода назад. Меня сразу же задействовал в своей постановке Владислав Питальский. Комическая опера «Колокольчик» Доницетти стал его дипломной режиссёрской работой в ГИТИСе, работаю в ней с большим удовольствием. Потом мне предложили ввестись в спектакль, который уже идёт на сцене много лет – «Принцесса цирка» в постановке Василия Вавилова. Завтра состоится мой премьерный спектакль, где я исполню роль светской дамы Теодоры. Мне сшили новые костюмы, которыми я безумно довольна. Ещё мне нравится, что у меня в спектакле несколько шляпок – шесть головных уборов на три платья! Уж чего мне точно не хватало в опере – так это шляпок, которые я обожаю. Ну и, конечно, что больше всего мне греет душу – это прекрасная музыка великолепного Кальмана. Так что приходите и послушайте.
Марина ЯБЛОНСКАЯ
Фото Бориса БАРМИНА
"Городские новости" №2375, 26.05.2011 г.