Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

06.12.2012

Танец в тишине

"Музыкой" к современному балету может быть шум улицы, звуки из телевизора

Красивая пара ведущих солистов Красноярского театра оперы и балета Олеся Алдонина и Демид Зыков по итогам зрительского голосования заслужила неофициальное звание любимых солистов в сезоне 2011/12 года. Их яркий и выразительный, полный эмоций и неподдельного чувства сценический дуэт Хозе и Кармен выходит за пределы театра, в повседневную жизнь, ведь Олеся и Демид ещё и супруги.

Олеся Алдонина и Демид Зыков— Расскажите, как вы решили связать жизнь с балетом?

Демид:

— Танцами начинают заниматься в таком возрасте, когда ещё рано серьёзно говорить о выборе профессии. Танцевать я начал с шести лет. Мои способности заметили педагоги Красноярского хореографического училища, и с десятилетнего возраста я всецело посвятил себя балету.

Олеся:

— А я поступила в Пермское хореографическое училище случайно. Серьёзно занималась художественной гимнастикой и за компанию с подругой пошла поступать в училище, чтобы было оправдание — я ведь зачёт прогулять собиралась. Меня приняли. Атмосфера в хореографическом училище заставляет увлечься балетом. В красноярский театр приехала по приглашению — заинтересовала возможность танцевать в современных постановках Сергея Боброва, хотелось не только исполнять классические партии, но и попробовать себя в современной хореографии. Сразу начала репетировать роль Жизель, но в театре так её и не станцевала — эту партию мне довелось исполнить только на гастролях.

— Наверное, все маленькие девочки, посмотрев балет, мечтают стать балеринами, просят родителей купить пуанты. Когда приходит понимание того, что балет — это почти вид спорта, одна из самых трудных, травмоопасных профессий?

Олеся:

— При поступлении преподаватели определяют, у кого нет способностей к постоянным физическим нагрузкам или природных данных, гибкости, например. У нас в пермском училище ставились детские спектакли. Это же возможность выступать перед публикой! Когда есть такая цель, то длительные тренировки кажутся не такими тяжёлыми.

— А свою маленькую дочку вы бы привели поступать в хореографический колледж?

Олеся:

— Если она сама захочет, то не буду возражать. Но совсем не обязательно дети солистов балета наследуют от родителей способности к этой профессии.

Демид:

— Нашей дочери, похоже, больше нравится петь. Пока она не увлекается танцами.

— Раз у вас есть дома маленький зритель, поделитесь своим опытом, с какого возраста лучше приводить детей в театр.

Демид:

— Невозможно говорить о каких-то универсальных рекомендациях для всех детей. Это решается индивидуально. Я бы рекомендовал родителям сначала прочитать с ребёнком сказку “Щелкунчик” Гофмана, потом объяснить, что балет — это тоже сказка, только рассказанная при помощи танца. Маленький зритель должен понимать, что в балете есть условности. Это не экранизация сказки, не мультфильм.

— Что, по-вашему, теряет в жизни человек, который никогда не смотрит балет?

Демид:

— Это сложный вопрос. Наверное, ничего не теряет. Многие ведь не смотрят, например, спортивные соревнования по телевизору. Также и балет. Искусство украшает жизнь, но его нельзя приравнять к совершенно необходимым вещам. Мне кажется, человек, равнодушный к искусству, не способен к творчеству. Балет помогает развитию образного мышления. Музыка, танец, драматическое действие — это и есть балет. Даже объединить эти составляющие в своём сознании во время просмотра спектакля — уже серьёзное творчество.

Олеся:

— Я не могу это теоретически объяснить. Расскажу историю из жизни. Для нас балет — это прежде всего работа. Даже в зрительном зале мы чаще всего не смотрим балет как зрители и изучаем, как наши партии со стороны смотрятся. Когда же я не смогла танцевать — была в декретном отпуске, — то пришла в театр как обыкновенный зритель. Шёл балет “Лебединое озеро”. Я ещё раз убедилась в том, что люблю балет. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы, наверное, больше вечеров проводила в театре. Он помогает на время отвлечься от бытовых забот, от работы.

— Балет — это древний вид искусства. Он появился в XVI веке. А лучшие балеты были созданы в XIX веке. Вы можете себе представить, что когда-нибудь этот вид искусства останется в прошлом?

Демид:

— Такое можно себе представить. Но балет сейчас развивается. Он технически совершенствуется. Если даже не будет поклонников у классики, то есть балет-модерн, современная хореография. Есть возможность сделать новую постановку классического балета. Не все эксперименты в этой области удачны, но даже сами попытки говорят о том, что интерес к этому искусству не утрачен.

Олеся:

— Мне кажется, классику нельзя не любить. Всегда будут зрители, которым балет интереснее, чем кино. Сейчас на телеканале “Культура” показывают проект “Большой балет”. Это соревнования балетных пар из разных театров страны. Интересно, что в этом проекте принимает участие выпускница Красноярского хореографического колледжа Кристина Андреева. Она сейчас работает в Казани. Цель проекта — не только показывать фрагменты балетов как концертные номера, но и обсуждать костюмы, хореографию. Это увлекательно для зрителя.

— Расскажите, пожалуйста, о гастролях театра. Чем, с вашей точки зрения, отличается отношение к балету за рубежом?

Олеся:

— Мы были в Мексике, Италии, Японии. Больше всего наш театр гастролирует по городам Англии. Российский балет самый консервативный, мы не меняем классические постановки. Наш театр всегда демонстрирует традиционное классическое исполнение, у нас декорации, костюмы — всё для образцовой классической постановки. Во всех европейских странах есть театры, напоминающие наш Большой театр или Мариинский. Например, знаменитая Венская опера. Там зрители обязательно в вечерних нарядах. А есть театры, в которых всё более демократично — и постановки, и публика.

— Во всём мире есть интерес к классике. Почему в нашем театре появляется все больше постановок в стиле модерн?

Демид:

— Мы идём навстречу запросам зрителя. У современной хореографии есть поклонники.

Олеся:

— Балет развивается. Мы не уходим от классики. Во время балетного форума были представлены две постановки. “Каменный цветок” объединил музыку композитора XX века Сергея Прокофьева с классической хореографией Юрия Григоровича. Или балет “Электра”: музыка Рихарда Штрауса, композитора рубежа XIX—XX веков, соединена с современной хореографией. А сюжет — из мифов Древней Греции. В искусстве очень тесно связаны классика и современность. Это и позволяет классике быть вечной, всегда актуальной.

— Как зрителю научиться понимать современный балет? Классика привычна для восприятия. Красивые костюмы, танцы на фоне ярких декораций, оркестр — это традиционные зрительские представления о балете. А отзывы о нём в стиле модерн говорят о том, что зритель не всегда понимает, какое отношение эта постановка имеет к искусству балета. Свои впечатления зрители часто выражают словами: “В этом что-то есть…”

Демид:

— Так это тоже интересно! Зритель посмотрел, подумал, что ничего не понимает, иногда решает ещё раз посмотреть постановку. Можно с друзьями обсудить свои зрительские впечатления. В современном балете нет однозначного понимания образа. И привлекает зрителя то, что любое понимание будет правильным.

Олеся:

— У нас на афишах всегда указывают, что постановка в стиле модерн. Хотя это условное определение. У современной хореографии много направлений, в постановках используется разная техника. Искусство модерна уже несправедливо называть современным — ему более ста лет. Такие постановки, как “Весна Священная” композитора Стравинского, уже стали классикой.

— Традиционно название балета неотделимо от имени композитора. Как, например, “Лебединое озеро” П. Чайковского или “Спартак” А. Хачатуряна. Многим поклонникам искусства нравится просто слушать музыку к классическому балету. А что можно сказать о музыке балета в стиле модерн?

Олеся:

— Принято говорить, что это балет определённого хореографа, а не композитора. У нас в театре есть авторский проект Сергея Боброва “Кармен”. Это балет в стиле модерн. “Музыкой” к постановке служит фонограмма оперы Жоржа Бизе “Кармен”. Хореограф в одной постановке объединяет великую оперу и современную хореографию. Мне близок образ Кармен, даже несмотря на внешнее несоответствие. Внешне я не похожа на цыганку, поэтому мне очень помогает грим. Зато я пытаюсь создать образ с помощью танца.

Демид:

— Балет-модерн не ассоциируется с одним композитором. Но в качестве звуковой дорожки часто используется довольно известная музыка. А некоторые танцы ставятся в полной тишине. И это тоже интересный приём. Усиливается визуальная составляющая балета. Музыкой к современному балету может быть шум улицы, звуки из телевизора. Вся музыка современной жизни.

— Расскажите, пожалуйста, о своих совместных работах в театре.

Олеся:

— Прежде всего это балеты в стиле модерн: “Кармен”, “Римские каникулы”, “Одиночество моё начинается в двух шагах от тебя”, “Позади сна”, “Электра” и другие. А в классических постановках мы работаем вместе, но мы не партнёры по сцене.

Мне нравится роль в балете “Спартак”. Она мне особенно дорога тем, что я станцевала сложную партию Эгины после рождения дочери.

Демид:

— Партию Спартака можно назвать серьёзной работой для солиста балета. “Спартак”считают самым “мужским” балетом. Герой — исторический персонаж, да ещё и мужественный воин. Другие ведущие партии для солистов — это чаще всего “прекрасные принцы” из сказки.

— В истории балета известно немало пар, знаменитых своим многолетним сотрудничеством, например Нуриев — Фонтейн, Бессмертнова — Лавровский, Максимова — Васильев. О них сняты документальные фильмы, телеканалы транслируют фрагменты спектаклей. Если бы у вас была возможность, в каких партиях вы хотели бы запомниться зрителю, подобно этим легендарным солистам?

Олеся:

— Мы об этом не задумывались пока. Наверное, такую оценку собственного творчества можно дать, только завершив карьеру на сцене. А мы всё ещё работаем, участвуем в премьерах, ждём новых ролей в постановках.

Демид:

— А мне кажется, что даже роли второго плана интересны. Совсем не обязательно запомниться зрителям в роли Спартака, меня привлекает возможность в какой-то характерной партии показать довольно высокий уровень исполнения.

Анна БУЛАВЧУК
"Городские новости" №2686, 06.12.2012 г.