Цветовая схема:
На сцене заслуженная артистка России Вера Баранова кажется несколько холодноватой – гордая, недосягаемая – настоящая оперная примадонна. Но только на сцене. В жизни солистка красноярской оперы – человек веселый, заводной и очень доброжелательный. Такую – озорную, непосредственную, для многих совершенно непривычную Веру Баранову можно было увидеть на сцене театра оперы и балета на презентации ее второго альбома «Все о моей любви».
Незадолго до концерта мы встретились с артисткой в ее любимой гримерке.
– Я здесь уже 13 лет, со времен моей дипломной работы в «Свадьбе Фигаро». Недавно предлагали переехать, но отказалась – не хочу уходить с обжитого места.
– Такие черты характера обычно присущи кошкам…
– А я и есть кошка – по году! (Улыбается.) И вообще очень люблю этих животных. У меня дома две кошки-талисмана – Сюзанна и Мюзетта. Первая появилась сразу после того, как я спела партию Сюзанны в «Фигаро». Удивительная кошка – как барометр: если в дом приходит плохой человек, она спрячется так, что не найдешь. Зато к хорошему сама подойдет – ни разу еще не ошиблась! А вторую, персидскую, мне подарили после премьеры «Богемы», где я пела Мюзетту. Ей всего три года.
У нас дома вообще всегда обитала какая-нибудь живность. В детстве, помню, соберу со всей округи кошек, собак, перемою, скормлю им все, что есть в холодильнике. Родители придут с работы – дома есть нечего. Ругали меня: «Ты бы хоть нам что-нибудь приготовила!» А я в ответ: «Вы же сами все умеете. И потом они несчастные, бесприютные, а вы счастливые – у вас есть я!» (Смеется.)
– Даже удивительно, что вы при этом не стали биологом!
– Ой, нет, это не мое. Просто я люблю заботиться – о животных, о людях, с удовольствием делаю подарки. А биология меня никогда не привлекала. Хотя дома у нас очень много цветов. Одно время безумно любила кактусы, один из них как-то цвел несколько месяцев подряд, и на нем расцвело сразу четыре цветка – обычно бывает только один. А сейчас у меня в основном листовые – фикусы, всякие вьюны. Есть лимоны – три раза уже плодоносили! Но это лишь хобби, занимаюсь ими по настроению.
– Вера, а вы человек увлекающийся?
– Очень! Если чего-то захочу – непременно добьюсь. Загорелось научиться вязать – никаких шарфиков, носков – сразу большие вещи. Первые уроки получила у мамы, потом нашла педагога в одном из ДК, дальше осваивала сама по журналам… Вяжу на спицах с пятого класса. В 80-х, когда родился ребенок, трикотаж было не достать, я сама для Женьки все вязала. А лет пять назад, наконец, освоила и крючок. И так во всем: захотелось – научилась петь, танцевать, играть в волейбол. При этом в любом деле стремилась быть первой.
– Получалось?
– А как иначе? Если уж за что-то взялся – не позорься. Я всегда очень любила петь, но после школы сначала поступила в медицинское училище, как хотела мама. И не бросила его – окончила и стала замечательной медсестрой, год проработала. За три дня научилась вылечивать гнойные отиты – кто болел, знает, как это мучительно. Потом было так трогательно, когда бабушки, бывшие пациентки, к каждому празднику заваливали дефицитными в то время духами «Быть может»… Так что не считаю это время потраченным впустую.
– Но тем не менее победила музыка?
– Просто я никогда с ней не расставалась. У меня не было музыкального образования, но я много пела на танцах – обошла все ДК на правобережье. Классику в то время совсем не знала. Представляете, на вступительных экзаменах, когда пришла в училище искусств, все пели романсы, легкие арии. А я вышла и чуть ли не в эстрадной манере спела «Катюшу»! (Смеется.) Пошла учиться, не зная ни одной ноты.
– Однако же поступили?
– Наверное, очень сильно хотелось. Взяли за большую улыбку. Сама выбрала себе педагога, Марию Евгеньевну Обнорскую. Помню, она меня послушала, поулыбалась и сказала: да, диапазон оставляет желать лучшего. Но, видимо, я смогла ее убедить в серьезности своих намерений. Правда, 1 сентября Марию Евгеньевну чуть удар не хватил, когда я пришла в училище на последних месяцах беременности! При поступлении знакомые девчонки из медсанчасти выписали мне липовую справку, да и не заметно было еще ничего… Так и училась, совмещала занятия с уходом за сыном. Родила его очень удачно, как раз на каникулах. Мама помогала, спасибо ей огромное. И педагоги всегда шли навстречу. Потом был институт – училась и работала.
– Вера, вы хоть иногда отдыхаете?
– Максимум две недели в году, отпуск для меня – пытка! И все равно – со спицами либо с книжкой. Но не с детективами или с женскими романами, люблю почитать что-нибудь эзотерическое, стихи – Цветаеву, Ахматову… С удовольствием читаю книги о художниках. Самый любимый – Ван Гог, столько лет мечтала попасть в его музей! В Голландии была шесть раз и только в последние гастроли специально продлила визу, чтобы съездить в Амстердам посмотреть на его картины.
– А работы всегда хватает? Помнится, лет пять назад вы говорили, что поете в спектакле раз в месяц.
– Ситуация, к сожалению, не изменилась… Вот и в январе у меня был всего один спектакль. Еще концерты, но этого же недостаточно. Хочется работать больше, пока есть силы, востребованность. В театре очень мало оперных постановок, надеюсь, с приходом нового директора эта проблема решится. А пока – делаю свои программы, гастролирую. Не знаю, что мне помогает – ангел ли, жизненная установка или сильное желание… Желание – вообще великая сила, она движет всем. Если сильно захочешь – горы свернешь, честное слово. Никого не осуждаю, но когда человек говорит: я очень хотел, но не смог – либо это уже старость, либо врет! Про себя знаю, что никогда не буду стоять на месте, ждать милостыни.
– Все-таки, что вам ближе – концерты или театр?
– А зачем замыкаться на чем-то одном? Я всеядная! Мне тесно в узких рамках. Новый опыт всегда увлекает. Например, в прошлом сезоне я участвовала в записи к спектаклю «Игрок» в театре имени Пушкина – очень интересная была работа. Спектакль непростой, как и все произведения Достоевского. И музыкальные гармонии в нем сложные и необычные, мы долго их обсуждали с композитором Ириной Беловой. Там были моменты, когда нужно голосом показать, как человек бросается в пропасть! После премьеры было приятно услышать, что мой вокал прозвучал там очень эффектно… Вообще всегда стремлюсь к тому, чтобы публика услышала именно то, что написал композитор. Какое бы ни было у певца прочтение, эмоциональная окраска, содержание музыки должно оставаться неизменным.
– Это случайно совпало, что ваши сольные концерты в театре выпадают именно на весну?
– Наверное, все-таки, не случайно. (Улыбается.) Три года назад бенефис был приурочен к моему дню рожденья, 7 апреля. Плюс десять лет творческой деятельности. И вообще я очень люблю весну! Весна – это всегда любовь, все яркое, радостное. А любовь у меня ассоциируется с красным цветом. Вот и новый альбом тоже оформлен в красных тонах. Хочется создать на концерте приподнятую, легкую атмосферу, показаться публике с какой-то необычной стороны. В программе есть даже несколько пикантных моментов.
– А о самом альбоме можете рассказать? По осени вы говорили, что давно мечтаете выпустить диск романсов.
– Мечта сбылась! Записала 15 романсов, особенно дорогих мне и близких. Все они о любви. Очень долго искала название. И оно, как мне кажется, удачное. Мы все любим, страдаем. Любой человек, прослушав мои романсы, может сказать – это все и о его любви…
– Чем именно порадуете?
– Евгений Крылатов позволил исполнить свою «Сережку ольховую», у Андрея Петрова еще при жизни успела получить разрешение на исполнение его шлягеров из «Жестокого романса». Некоторые произведения из позапрошлого столетия: «Не пробуждай воспоминаний», «У камина», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Не уходи»…
– В общем, все самое известное, то, что на слуху?
– Сама идея альбома – популяризация классических романсов. Поэтому записала их в современной обработке: пою в своей оперной манере, просто добавлены электронные инструменты, и подача немного другая. Вы знаете, мне очень хочется, чтобы классику узнала и полюбила молодежь. На презентации первого диска «Ангел мой» два года назад исполнила в современном виде некоторые классические шлягеры – Альбинони, Родриго… И после этого концерта молодые ребята стали звонить в театр и спрашивать, когда Вера Баранова поет оперные спектакли. Такое дорогого стоит…
Презентация нового альбома – не концерт у рояля, а настоящее шоу, с декорациями, хореографией, привлеченным светом и звуком.
– И, конечно же, с новыми роскошными костюмами?
– Обязательно. Оперная певица просто обязана хорошо выглядеть! Классика – искусство элитарное, не для масс, его нужно уметь подавать достойно. На всю жизнь запомнила, как однажды на первом курсе пришла в Органный зал на концерт одной великой певицы. Известная артистка, красивый, сильный голос. Но она вышла злая, непричесанная, в помятом платье – такое тяжелое состояние выплеснула на публику! Что уже невозможно было слушать ее голос…С тех пор я дала себе зарок: на сцене нельзя появляться неухоженной. Все в моей семье знают – в день выступления я не готовлю обед. Потому что половину своих эмоций оставлю в борще, вместо того чтобы отдать это своим слушателям. Их ожидания нельзя обманывать.
Елена КОНОВАЛОВА
«Вечерний Красноярск», 6 марта 2006 г.