Цветовая схема:
Когда видишь этот нежный профиль и хрупкую фигурку, в первый момент думаешь, что перед тобой ребенок. Но когда встречаешь взгляд, в котором – ум, воля, настойчивость, понимаешь, откуда берутся ее многочисленные победы и из какого материала сотканы ее Золушка и Джульетта, Одетта-Одиллия и Аврора… Прима красноярского оперного Анна Оль вновь взяла очередную высоту – три главных награды на престижном балетном конкурсе России «Арабеск-2010».
– Аня, когда пришло осознание, что балет – это всерьез и надолго?
– Наверное, на третьем курсе, в последний год обучения… Еще больше это чувство обострилось, когда пришла работать в театр. Поняла, что это навсегда, что это – мое.
– В процессе обучения мысли бросить это все не возникало? Балетная школа невыносимо тяжела для ребенка, да и радостей детства лишает…
– Нет, не возникало. Труд наш действительно тяжелый, но и боль можно превозмочь, когда есть главное – чувство причастности к чему-то большому, серьезному и красивому. Это греет даже маленького ребенка – некое ощущение избранности. У каждого начинающего танцовщика есть впереди самая заветная цель, самая красивая мечта – СЦЕНА! Это просто волшебный магнит, этому искушению трудно противостоять.
– Как быть с «несправедливо» короткой балетной жизнью? Не относитесь к этому трагически?
– Я отдаю себе отчет, что все это когда-то кончится. Балет, к сожалению (а может, к счастью), это не вся жизнь. Уверена, что смогу реализовать себя и после того, как перестану танцевать. Быть может, это будет работа педагога-репетитора, но во всяком случае это будет связано с творчеством.
– Скажите, а деление на солистов и «кордебалет», наверное, происходит уже на ранних этапах обучения? Кому-то ведь достаются главные партии? В детском коллективе это болезненно?
– О да! Получить главную роль – это счастье, это доказательство того, что ты упорно трудился, ты смог стать лучшим. Но, как правило, если ты добился успеха – любви «коллег» не жди (улыбается), тем более дети, сами знаете, живут насыщенной эмоциональной жизнью и подчас бывают безоглядно жестоки… Это серьезная и жесткая школа жизни.
– Аня, при подготовке новой партии, помимо кропотливой, сугубо балетной работы, что еще помогает созданию образа? Какие «внебалетные» импульсы?
– Скульптура, живопись – часто вдохновляюсь этими видами искусства. Кино. Персонаж иногда «собирается» из многих источников, а главное для меня – найти свое неповторимое решение, свою Золушку, свою Анюту… Литература, конечно. Когда готовила роль Джульетты, перечитала всего Шекспира!
– Оль, насколько я знаю, – фамилия немецкая? Чувствуете в себе голос крови? Не тянет ли вас на историческую родину?
– Да, мои семейные корни уходят в Германию. Если не ошибаюсь, наши предки приехали в Россию еще в XVIII веке; семья моего отца жила в Казахстане, там есть немецкая деревня. Голоса крови как-то особенно не чувствую, ну, быть может, пристрастие к порядку в житейских делах, умение работать… Пожалуй, так. Жить в Германии, наверное, не смогла бы – даже для меня там слишком много порядка (улыбается).
– Мне что-то подсказывает, что вы похожи на отца.
– Да, на отца. И внешне, и характером. Мама более мягкий человек.
– Аня, что такое балетная семья? Это продолжение вечером за ужином дневных разговоров о работе?
– С человеком другой профессии я бы не смогла жить. Наша работа слишком специфична – тяжелый труд, травмы, почти полное отсутствие свободного времени, частые гастроли… Это очень важно, чтобы живущий рядом все это понимал! Мы с Аркадием чувствуем и понимаем, поддерживаем друг друга. Аркадий – умный и талантливый человек; для меня он – безоговорочный авторитет в работе. Могу сказать, что на пятьдесят процентов моя карьера – это заслуга моего мужа!
– Вы много путешествуете. С чего для вас начинается новая страна? Ощущение страны?
– С аэропорта (смеется). Это, конечно, шутка. Пожалуй, ощущение страны для меня – это люди. Всегда интересно выйти на улицу, пройтись по городу, почувствовать его атмосферу, чем он живет и дышит, как выглядят его жители, создать для себя какой-то «образ города». Я, например, очень люблю Италию. Просыпаешься утром – все заливает яркое солнце, из окна видно море… Еще обожаю итальянскую кухню, но в ней слишком много соблазнов вроде пиццы, пасты и десертов. Это очень вкусно, но очень редко могу себе позволить. Но самое главное, в Италии какие-то необыкновенно красивые женщины, ухоженные, полные достоинства – в любом возрасте!
– Здесь в вас, наверное, говорит актриса и балерина – то есть дважды женщина! А вот интересно, накладывает профессия отпечаток на внешнее восприятие окружающих людей?
– О да! Понимаю, что в моем восприятии есть, наверное, некая излишняя пристрастность, от которой я уже не могу избавиться (балет – это диагноз), но мне неприятны телесная чрезмерность, распущенность (особенно у молодых), но даже это не главное… Режет глаз и расстраивает отсутствие гармоничности в облике, неумение одеться и подать себя. Всегда обращаю внимание на то, насколько человек грамотно говорит, и вообще насколько он интересный собеседник. Особенно для меня важна эта интеллектуальная составляющая в мужчинах.
– А какие человеческие качества не приемлете и не прощаете?
– Не люблю лень. Непорядочность. Безответственность – не люблю слов, брошенных на ветер.
– Аня, у вас бывает «черное» отчаяние?
– Бывает. Бывает опустошенность и выпотрошенность, обычно после каких-то ярких событий – конкурсов, премьер… Бежал-бежал, и вдруг все кончилось…
– Как спасаетесь?
– Иногда встречаюсь с друзьями. Чаще стараюсь «спастись» сама, не напрягая близких людей. Помогает осознание своей нужности, понимание того, что я чего-то стою в этом мире (улыбается). А еще вспоминаю фразу Скарлетт: «Я подумаю об этом завтра!»
– Когда просыпаетесь утром, какая мысль приходит первой?
– «О Боже, опять!» (смеется). Я – сова. И вставать по утрам мне тяжело.
– Хорошо. А какая вторая?
– «А разве у меня есть выбор? Наступил новый день. Надо встать и идти дальше!»
Юлия ПОЗДНЯКОВА
Журнал "Premium", июль-август 2010 г.