Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

21.11.2017

Вячеслав Цюпа: «Мешок с письмами девчонок мама отдала мне только через 30 лет»

Знаменитой детской ленте исполняется полвека

Кажется, заклинание «Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре» из знаменитой сказки подействовало. И история, которую увлеченно смотрели все дети СССР, дожила до наших дней. О том, как без компьютерной графики и спецэффектов снимали эту замечательную ленту, «Комсомолке» рассказал Вяче­слав Цюпа – исполнитель роли Кая*. Сейчас он живет в Красноярске, работает режиссером. Вместе мы пересмотрели старую картину.

В массовку позвали одноклассников

Вяче­слав ЦюпаПервые кадры, где появляются главные герои, снимали в Таллинне: румяный от мороза Кай играет в снежки, Герда прилаживает снеговику нос-морковку. На заднем плане – силуэты островерхих зданий. Съемки проходили в Старом городе, где до сих пор сохранилась атмосфера Средневековья.

– Именно по этим улочкам катили сани Снежной королевы, запряженные тройкой белых коней, – рассказывает Вячеслав Цюпа. – Там она и похитила Кая. В Таллинне я прожил целый месяц, пока шли съемки. Тогда мне было 10 лет, я ходил в местную школу. Так что в эпизоде со снежками отметились мои одноклассники.

Герда отправляется выручать Кая и попадает к разбойникам: сцены с ними снимали в Карпатах. Для Атаманши, которую сыграла Ольга Викландт, изготовили бутафорский дуб. В нем расположился «офис» разбойницы, отдавшей Герду своей дочке как живую игрушку.

По ходу сюжета на помощь девочке приходит пара ворон. Говорящая птица была по пояс Герде.

– Воронами управляли, как в кукольном театре, – говорит Вячеслав Цюпа. – Дергали за привязанные к клюву тросики, и птица открывала и закрывала рот. Каково было с ними «разговаривать»? Знаете, для ребенка вообще не проблема поговорить с вороной, пусть и игрушечной.

Адская жара в ледяных чертогах

Чертоги волшебницы, где Кай выкладывает из льдинок слово «вечность», выстроили в павильоне «Ленфильма»: фанера, прозрачный пластик, драпировки. Самые впечатляющие сцены – северное сияние, столкновение с прислужниками королевы – прорисовывали мультипликаторы. А после совмещали реальные и волшебные кадры.

– У Кая в царстве холода должно быть бескровное заледеневшее лицо, – рассказывает Вячеслав. – Меня всего перемазали белым гримом. Тот же тон использовали и для макияжа королевы (актриса Наталья Климова. – Ред.). Конечно, ее грим был сложнее. Плюс высокий головной убор, шуба. А в ледяных чертогах оказалось адски жарко. Чтобы снять дворец эффектно, нужно много света. На нас направили мощные юпитеры. Через пару минут грим начинал течь. К тому же снимали на цветную пленку, она часто приходила с браком. Это была лотерея, получится сцена или нет. Нужно было сделать дублей десять – вдруг брак?

В финале Герда уводит Кая из дворца волшебницы. А та обрушивает на них снежные вихри. Для съемки этой сцены киногруппа на весь день выезжала на Финский залив.

– В кадре два человечка бредут через метель, – говорит Вячеслав Цюпа. – Снимали мы в феврале. Последние зимние морозы, минус 20. А пурги как раз нет. Чтобы ее устроить, привезли два ветродуя, сделанных из самолетных двигателей. Два пропеллера – и вовсю завьюжило. Нас с Леной (актриса Елена Проклова. – Ред.) отогревали в звукооператорском автобусе и на зависть взрослым артистам растирали спиртом, чтобы не заболели.

«Лена очень нравилась»

Общих сцен у Кая и Герды было немного. В начале – в каморке у бабушки. Туда явилась Снежная королева и заморозила ее любимые розы. И в самом конце.

– Во время съемок мы очень сдружились, – признается Вячеслав Цюпа. – Лена мне очень нравилась тогда. Но она была для меня как сестра – почти на два года старше. Руководила всем – играми, поступками. Мы до сих пор поддерживаем связь, перезваниваемся. Виделись на ее юбилее. Встречались, когда она приезжала в Красноярск со своим спектаклем. Я поднялся на сцену, подарил ей цветы. Розы, те самые, бабушкины, как в фильме «Снежная королева».

Привет из прошлого

Вяче­слав ЦюпаПосле успеха «Снежной королевы» как было не подхватить звездную болезнь? Но о своей популярности Слава и не догадывался. На момент выхода фильма ему исполнилось 12 лет. Английская спецшкола, музыкальная школа – было просто не до этого. Между тем сказочному мальчику писали девочки со всего СССР: «Давай дружить», «Расскажи, как попасть в кино?» Но мешок писем мама отдала ему только на 40-летие: «Теперь можешь читать, уже безопасно!»

– Моя жизнь началась со сказки, и к ней же все вернулось, – признается повзрослевший Кай. Вместе с женой Натальей он много лет занимается детской студией при Красноярском театре оперы и балета. В ноябре она как раз отмечает 25-летие.

– Дети, которые когда-то пришли к нам в первый раз, уже привели своих детей, – рассказывает Вячеслав. – У нас свой репертуар, семь самостоятельных спектаклей, детские мюзиклы. Ребята поют и в оперных спектаклях – в «Кармен», «Пиковой даме», «Тоске». Я долго отодвигал эту тему, но скоро мы все-таки поставим «Снежную королеву».

СПРАВКА «КП»

Фильм «Снежная королева» режиссер Геннадий Казанский снял на киностудии «Ленфильм» в 1966 году. За основу он взял сценарий Евгения Шварца (по мотивам сказки Андерсена).

До «Снежной королевы» Вячеслав Цюпа уже снимался на киностудии «Беларусьфильм» в дипломной работе выпускников ВГИКа. Мальчик жил тогда в Минске и только-только пошел в первый класс. На киностудию его привела учительница музыкальной школы – симпатичный мальчишка сразу там приглянулся. После съемок в картотеке студии осталась его фотография. И когда по всему СССР искали мальчика на роль Кая, Вячеслава пригласили в Ленинград, на пробы «Снежной королевы».

* В пьесе Шварца и фильме главного героя зовут Кей. Но мы будем называть его Кай – так привычнее.

Светлана ВАЛИУЛИНА
"КП-Красноярск", 21.11.17 г.