Цветовая схема:
2020... Этот год запомнится не только вторжением коварного вируса. Он скомкал канун большого юбилея. Вехи, кратные веку, издавна отмечались с особым размахом – будь это радостная годовщина или горькая дата... 75-й День Победы в России остался Днём памяти павших и чествования живых защитников Родины, праздником со слезами на глазах, но иногда это были слёзы разочарования: июньского Парада кто-то из ветеранов уже не дождался. А в Красноярске не состоялся концерт «Песни нашей Победы», который каждый май ждал с нетерпением город...
Что ж, школьники легко исправляют в тетрадях пятёрку на шестёрку. И на экране Малого концертного зала не повзрослевший мальчишка-верховой с газетой «Правда» нёс, как и два года назад, весть о Победе. И как тогда, с задушевным приветственным словом к собравшимся обратился профессор Севастьянов. В статусе депутата Законодательного собрания края, Почётного работника высшего образования Всеволод Николаевич известен широко, но о том, что он супруг Антонины Григорьевны Севастьяновой и что именно она является автором проекта майских концертов, в подробностях знают лишь ежегодные посетители МКЗ, на груди у которых пламенели георгиевские ленточки. При входе их прикалывали всем ребята-юнармейцы. Печально сознавать, что настоящих фронтовиков среди гостей праздника уже не наблюдалось. Но были, с богатыми «иконостасами» орденов и медалей, участники других событий, были ветераны Трудового фронта, были Дети войны... «Правильно, что старшие пришли сюда с молодёжью, – сказал соавтор (а как иначе?) концертного проекта. – Сейчас идёт продолжение битвы – за память! В семье, в школе, в сознании должна прививаться благодарность тем, кто подарил новым поколениям свободу, мир, жизнь»...
С ленточками же, а ещё в гимнастёрках и пилотках на сцену вышли музыканты ансамбля «Маэстро». Невольно вспомнился фильм «А зори здесь тихие», и я про себя тихонько сдваивала фамилии: Осянина-Чепурная Елена (только не с автоматом, а у рояля), Комелькова-Чепурная Ирина со скрипкой, Гурвич-Чепурная Наталья с виолончелью. «Роль» старшины Васкова играл виолончелист Сергей Гавриленко. Квартет представила публике ведущая Юлия Позднякова – не в военной форме, в концертном декольте. Под шквал аплодисментов она сообщила: «Вот солдаты идут».
Но вышли не солдаты, а долгожданная Анна Киселёва. Впрочем, солдаты шли – на экране – и по степи опалённой, и стороной незнакомой, со скатками через плечо, со штыками, ещё привинченными к винтовкам... Спустя несколько минут Анна уже другая – долгождавшая, потому что любимый человек просил, молил: «Жди меня, и я вернусь!» Гм, это ж как раз Женька Комелькова – романс из оперы «Зори здесь тихие». В 1941 году стихи Константина Симонова, посвящённые В.С. – актрисе Валентине Серовой, были опубликованы в «Правде», и миллионы бойцов переписывали их, заклиная своих любимых «Жди меня...» Увы, заклинание – не волшебное слово. Мороз прошёл по коже, когда ведущая привела статистику смертей: потери в каждый из 1418 дней Великой Отечественной войны – 14 тысяч человек! Один человек в минуту!!! Если по каждому объявить минуту молчания, страна будет безмолвствовать 38 лет...
«Сколько их в то дальнее село, мальчиков безусых, не пришло...» Анна пела «Балладу о матери»... на разрыв аорты! «Алексей, Алёшенька, сынок!..» Зал замер, застыл, лишь где-то прорвались трудно сдерживаемые рыданья! Не пришёл мальчик к родным людям, умевшим любить его просто так, за то, что он есть, и знающим одну-единственную плату – ответную любовь... Вот почему лирический «Синий платочек» стал напутствием бойцу-мстителю: «Строчи, пулемётчик!» Эта песня – визитная карточка Клавдии Шульженко, давшей на войне тысячи концертов. У её памятника на Новодевичьем кладбище всегда синеет косынка ли, лента ли, бант... Заберут «трофей» – назавтра появится новый. Ветер играет синим платочком – и песня не умирает. Как бессмертны берёзы, шум которых, свет которых навсегда в сердце, как бессмертны, вопреки биологии, «Соловьи» и как всегда-всегда солнечна Поляночка с парнишкой и тальяночкой (две эти песни исполнил Евгений Балданов). Так же вечно цветущим и поющим остаётся Майский вальс – в Вене ли или в Севастополе... Сменившие маршрут Drang nah osten на Drang nah westen фрицы ещё не знали, что дата 9 мая, день освобождения в 1944 году черноморской святыни, скоро аукнется им вновь. Ровно через год!
Конечно, это будет тяжелейший год и для нашей страны. И для фронта, и для тыла. Союзники тянут с открытием Второго фронта (зато теперь готовы приписать заслугу уничтожения нацизма себе). Ещё не было фильма «Белорусский вокзал» (его снимут четверть века спустя), Булат Окуджава ещё не написал песню 10-го десантного батальона, но девиз «А нынче нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим!» теми или иными словами тогда повторяли всюду. И рос оптимизм, и песни соответствовали настроению. Так развивался и концерт в МКЗ. Евгений Балданов лихо отрапортовал, как ехал он из Берлина, а потом вместе с Анной сыграл, по-театральному, «Смуглянку». Публика крепилась-крепилась, потом не выдержала, захлопала в такт, кто-то и подпел артистам. А уж «Катюша» стала традиционно хоровой ещё в 2013 году, на самом первом концерте программы «Песни нашей Победы». Хотя, строго говоря, появилась «Катюша» ДО войны – за три года. Закольцовывал же программу «День Победы», созданный через 30 лет ПОСЛЕ её окончания...
Окончилось и прекрасное действо, в центре которого блистала прекрасная донна Анна. Благодарные зрители несли артистам цветы, сувениры, пакеты со сладостями, а главное – слова глубочайшей признательности: за память, за расторможенные сердца, за слёзы, за надежду. Дети войны особо – за «одноимённую» песню, которая наполнена такими колючими и горючими реалиями: «Дети войны набивались в теплушки набитые, дети войны хоронили игрушки убитые...» Им всем уже 80 плюс-минус. Но хочется верить, что через год «на том же месте в тот же час» состоится новая встреча по поводу круглой победной даты. А что? Круглые семёрки – это тоже юбилей.
ВСЕМ СПА-СИ-БО!
Софья ГРИГОРЬЕВА
«Красноярская газета», 14 мая 2021 года