Цветовая схема:
19 июня в последний раз в этом сезоне давали "Дочь Эдипа" в оперном театре. Музыку к нему аранжировал Марк Пекарский, руководитель ансамбля ударных при московской консерватории. А именно музыкой балет и потрясает. Это совершенно шаманская штука. Сидишь и впадаешь в транс, потому что артисты танцуют под барабаны, перкуссии, звукоподражания и голосовые вариации. Когда этот балет был представлен на Кипре, греки испытали хороший культурный шок - еще и потому, что ансамбль ударников тут же на сцене, на возвышении, сверкает серебром барабанов. А возглавляет его Алексей Крыжановский. Вот к нему я и подошла после спектакля.
До сего дня не знала, что в музыкальных школах ведутся занятия по классу ударных инструментов. А оказалось, что не только в школах. Крыжановский, например, девять лет учился: сначала в музыкальном училище, затем в консерватории в Саратове. А теперь уже 15 лет сам учит ударников.
Дирижер Иван Шпиллер пригласил Алексея в Красноярский симфонический оркестр в 1985 году. А в 1999-м в оперном театре Крыжановский нашел единомышленников, и они создали целый ансамбль ударных инструментов. Их приглашают на разные мероприятия. Ансамбль играл на Чемпионат мира по самбо и Международном турнире по вольной борьбе. Кроме того, он участвует с номерами в филармонических концертах. Публике особенно нравятся в исполнении ударных темы из "Кармен" и "Танца с саблями" Хачатуряна.
- А вот наша репетиционная комната. Полторы тонны ударных инструментов, - гордо сообщил Алексей, пропуская меня вперед в огромный класс в Оперном театре, заставленный ударными установками.
Я открыла рот от удивления и споткнулась на ступеньке. Если считать ударные не на вес, а поштучно, то собьешься со счету. Ведь у каждого племени свои барабаны. Только в современных оркестрах используются больше 200 наименований ударных. Тут и ксилофоны с металлофонами, и колокольчики, и всякие тарелки, литавры, бонго, тамы и томы. Ударные инструменты покоряют лаконичной геометрической красотой. В краеведческом музее выставлен конго (по форме напоминает кабачок со срезанным верхом и низом), а подпись гласит "там-там". Хуже он от этого не стал, но Алексей все же подошел к служителям, призвал к точности определений.
Они все разные по звучанию, по назначению, и все же нет в мире такого барабана, на котором не смог бы сыграть дипломированный специалист. А вообще, товар это штучный - не каждый год выпускается ударник с высшим образованием. От Красноярска до Владивостока их готовит Алексей Крыжановский. Он преподает в школе, училище, в Академии музыки и театра. Только в Красноярске работают 10 выпускников Крыжановского.
Ансамбль ударных инструментов на фестивале "Театральная весна-2001" за "Дочь Эдипа" получил диплом в номинации "Лучший музыкальный ансамбль". А в этом году в региональном конкурсе ансамблевой и оркестровой музыки среди духовых и ударных инструментов младшая группа ансамбля заняла первое место, а оркестр ударных - второе.
Впрочем, мы не за заслуги исполнителей музыку слушаем. Если вы когда-нибудь были заворожены ритмом, вам захочется испытать это еще и еще раз. Жаль, что ансамбль ударных инструментов не дает больших сольных концертов и что "Дочь Эдипа" будет теперь только в следующем сезоне...
P.S. Кстати, если вы сами теперь захотите отличить там-там от том-тома, то пожалуйста: там-там - это большой круг, он похож на гонг, а том-том по виду - барабан. Они бывают разных размеров и называются, соответственно: том-бас, том-тенор, том-альт.
Ирина БАХТИНА
"Очевидец" №25, 25 июня 2002 г.