Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

16.04.2002

По мотивам вечного сюжета

Когда я еще собиралась на "Кармен", меня спросили, на оперу я иду или на балет, и я, преисполненная фанаберии, ответила: ну уж если Бизе, то, верно, опера. Ответ, основанный на элементарных представлениях о мире и достойный того генерала, что перепутал градус прямого угла с градусом закипания воды.

Классическая постановка бессмертной оперы Бизе тоже есть в репертуаре нашего оперного театра, но, когда вы отправитесь на БАЛЕТ "Кармен", советую вам купить программку не в антракте, а перед началом представления и по возможности внимательно ее изучить. Сначала вы узнаете главное: это балет в двух действиях на музыку Жоржа Бизе к спектаклям "Кармен", "Арлезианка", "Пертская красавица", "Искатели жемчуга", с использованием фрагментов из авторской сюиты "Кармен" и "Кармен-сюиты" Родиона Щедрина.

Автор этого потрясающего музыкального коллажа – Дмитрий Котов. Он прослушал десятка полтора записей легендарной оперы, чтобы выбрать наилучшее звучание известных арий. Либретто написали балетмейстеры Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц (солисты Большого театра).

Это пятая постановка Сергея Боброва в Красноярске. Три из пяти его балетов на нашей сцене – в стиле модерн. "Царь-рыба", "Дочь Эдипа" и теперь "Кармен", поставленная по заказу тайваньцев...

С 28 февраля по 22 марта театр был на гастролях по Тайваню. Первый показ "Кармен" состоялся как раз в первый день гастролей в Национальном театре в Тайбее. А всего спектакль был показан 15 раз. Не всегда за сезон выпадает возможность так часто включать спектакль в репертуар.

Балет изменялся и совершенствовался от представления к представлению. Перед красноярским зрителем он предстал уже хорошо скомпонованным, отлаженным спектаклем. Хотя то, что классические фрагменты истории Кармен в этом либретто стоят не по хронологии, все равно немного сбивает.

Для Сергея Боброва принципиально, что начинается спектакль с музыки из "Арлезианки" – музыки вневременной, с заявкой на вечный сюжет. Необыкновенную свободу трактовки сюжета постановщики оправдали посвящением Касьяну Голейзовскому, хореографу-реформатору, со дня рождения которого в этом году исполняется 110 лет. Он стоял у истоков советского мюзик-холла, ставил массовые пляски и грандиозные спортивные шествия, ставил он и "Кармен". И хотя Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц не использовали ни его либретто, ни его хореографию, они исповедуют его принципы свободы движения, свободы творческого решения спектакля.

Кстати, Юлиана Малхасянц, натренировавшись на постановках ледовых шоу в Америке, делала массовые сцены в спектакле, и они завораживают точностью рисунка, праздничностью, даже помпезностью, хотя кордебалет небольшой по своему составу.

Стоит упомянуть чрезвычайно удачные декорации Дмитрия Чербаджи. Действие разворачивается словно бы в Колизее с неверной перспективой: над круглым театром огромное голубое небо, которое закрывается черной мантильей или веером, когда ему страшно смотреть на дела человеческие, когда кипят темные страсти и останавливается движение убитой Кармен.

В обоих составах Кармен танцует Наталья Хакимова. И вот что удивительно: безупречная прима, выполняя замысел постановщика, позволяет себе быть не воплощением свободной любви, какой ее привык представлять зритель, а грубоватой вольной женщиной, красивой и упрямой, то есть такой Кармен, которую можно встретить сегодня на улице или в кафе. "Сюжет вечен, а форма диктуется временем", – сказал Голейзовский. Так и получилось.

Ирина БАХТИНА
"Комок – Смотритель" №15, 16 апреля 2002 г.