Цветовая схема:
В Красноярске поставили балет «Ленинградская симфония» – с бомбами, кирзовыми сапогами и стрельбой. Премьера состоялась в Красноярском театре оперы и балета имени Хворостовского.
«Вставай, страна огромная!»
Режиссёр-постановщик Сергей Бобров слил воедино не только музыку Шостаковича, но и прозу Виктора Астафьева, и недописанный «Амен» Моцарта, и пронзительный «Дневник Тани Савичевой».
«Это не привычный сюжетный балет. Здесь мы видим образ народа, который жил себе мирной жизнью, строил заводы, и вдруг пришла война», – говорит художественный руководитель театра Сергей Бобров.
Война в балете приходит очень громко и внезапно – падающими сапогами-бомбами. Они буквально взрываются от удара в глянцевый линолеум сцены. «Это вообще самая пронзительная и впечатляющая сцена в балете из всех, которые я видел! Не успеваешь даже сообразить, что сейчас произойдёт, хотя всё действо разворачивается на твоих глазах. Впрочем, так же впечатляет и сцена смерти первой жительницы Ленинграда. А ведь, казалось бы, танцовщица просто скидывает с себя хаки», – поделился своим мнением любитель театра Сергей Николаев.
«Мы стремились рассказать о мужестве и ощущениях людей. Это главное, что мы хотели передать», – признаётся хореограф Олеся Алдонина.
В постановке много массовых сцен: на протяжении получаса танцуют одновременно около полусотни артистов. А в одной из сцен они беззвучно (это ведь всё-таки балет, а не опера) проговаривают слова песни «Вставай, страна огромная!», наполняя зрителей энергетикой.
Жизнь и борьба
«При подготовке балета мы читали много книг. И важнейшая из них – «Прокляты и убиты» Астафьева. Благодаря мастеру мы понимаем, что именно нужно показать в хореографии, пытаемся вложить яркие эмоции в движение, выразить их через танец», – дополняет хореограф Наталья Боброва.
9 августа 1942 года Симфонию №7 Шостаковича исполняли в блокадном Ленинграде. Причём транслировалась она по радио не только в городе, но и на фронте, через громкоговорители. Её слышали и фашисты. И есть исторические свидетельства, что именно тогда немецкие командиры впервые вслух сказали, что они проиграют эту войну. Симфония стала знаковой для нашей истории, для всего народа.
В поставленном в Красноярске балете жизнь и борьба ленинградцев показаны очень выразительно, в том числе через чёрно-белую графику, грохочущий «Марш захватчиков», наивный и трогательный образ Тани Савичевой, которую играет юная Влада Перекотий. И очень выразительный финал – с летящими с неба то ли лепестками цветов, то ли капельками крови жителей города-героя.
Балет очень эмоциональный и напряжённый. У многих зрителей во время исполнения отдельных сцен в глазах блестели слёзы. Тема войны до сих пор болезненна для жителей нашей страны. Слишком большую цену народ заплатил за Победу.
Сергей МИТРУХИН
«АиФ на Енисее» №49, 04.12.2019 г.