Цветовая схема:
Свет и тьма нашей души
Все красноярские театры завершают этот сезон яркими премьерами. Ими же, к слову, и откроются спустя три месяца каникул.
Молодой, но уже уверенно заявивший о себе режиссёр Роман Феодори подготовил в нашем городе сразу две завершающие сезон премьеры.
В театре им. А. С. Пушкина 18 июня он представил свой взгляд на классическую пьесу Мольера «Тартюф». Постановка пушкинцев получилась два в одном: спектакль-праздник и спектакль-размышление. Фонтан режиссёрских идей явно был неиссякаем - «Тартюф» перенасыщен находками, идеями, удачными придумками. Благодаря им постановка вышла красивой, яркой, истинно французской. Но это не помешало режиссёру выразить свой взгляд на содержание пьесы.
«Оргон и Тартюф - две половинки целого, - рассказывает Роман. - Мольер показывает, что тёмная часть души человека не может существовать без светлой, и наоборот. Под силу ли людям бороться с тем злом, которое засеяно в них? Ответ мы искали в нашем спектакле».
Отдельно стоит сказать о пластическом решении постановки, над которым работала Елена Прокопьева, руководитель знаменитого танцтеатра «Крепостной балет» из Санкт-Петербурга. По словам артистов, занятия с этим хореографом, которому «и режиссёр не нужен», многое дала им в профессиональном плане. Некоторые сцены в «Тартюфе» полностью решены через пластику, и это придаёт всему спектаклю особый стиль: ломаные, резкие движения задают темп, настроение всей постановке. Особенно хорошо с пластическим самовыражением справляются заслуженная артистка России Елена Привалихина и актёры Сергей Даниленко и Мария Алексеева.
Вторая красноярская премьера тоже Романа Феодори - он поставил в театре юного зрителя спектакль «Наташина мечта» по одноимённой пьесе Ярославы Пулинович. Этот текст молодого драматурга из Екатеринбурга - один из самых популярных в современной драматургии, он идёт на сценах едва ли не каждого крупного города России. Ярослава, в мае приезжавшая на красноярский фестиваль «Драма. Новый Код», рассказывала, что уже и со счёта сбилась, сколько существует постановок по «Наташиной мечте». Причём драматург понимает: знает она далеко не обо всех спектаклях - авторские права в нашей стране нарушаются сплошь и рядом.
Посредством кастинга Роман Феодори отобрал для спектакля сначала артистов ТЮЗа, а затем - молодёжные танцевальные коллективы, которые сыграют в постановке важную роль, воплотят агрессию и безумство города, окружающего главную героиню. Трудного подростка, детдомовскую Наташу сыграет Анна Киреева; понравившегося ей журналиста Валеру - Вячеслав Ферапонтов. Из танцгрупп кастинг прошли «Олигарх», «Эволверс» и «Джуманджи», а также федерация капоэйры Красноярского края.
Свой интерес к пьесе «Наташина мечта» Роман Феодори объясняет так: «Ярослава написала не о детдомовском ребёнке, она написала общечеловеческую историю, это классический сюжет».
Сдача постановки - 7 июля, зрители смогут увидеть её в новом сезоне.
Музыкальный театр закрывается также премьерой - «Собака на сене» в постановке Юрия Цехановского. Большинство зрителей хорошо знают сюжет этой музыкальной комедии, написанной композитором Геннадием Гладковым по мотивам поэтической пьесы испанца Лопе де Вега, благодаря одноименному фильму. В основе завязки - любовь красотки и аристократки Дианы и безродного секретаря Теодоро. Наверняка многие хорошо знают и часть песен, которые звучали в фильме и будут исполнены в спектакле, но интрига постановки - малоизвестные композиции Гладкова, не вошедшие в фильм. Зрителям театр обещает спектакль-праздник, атмосферу которого будут создавать массовые костюмированные сцены с участием артистов хора, балета и оркестра. Премьера состоится сегодня - 30 июня.
Праздник же под занавес приготовили и в оперном театре - 28 июня состоялась премьера балета «Уж замуж невтерпёж, или Тщетная предосторожность» на музыку Петера Гертеля. Тема - более чем злободневная: как удачнее выдать девушку замуж.
«Особенность новой постановки в том, что большой акцент в ней сделан на комические игровые сцены в отношениях главных героев, - рассказывает хореограф-постановщик, заслуженный артист России Марк Перетокин. - Сюжет даёт простор полёту фантазии - можно бесконечно додумывать шутки. А чем смешнее получится этот спектакль, тем интереснее будет зрителю. Большее место, чем в традиционных классических постановках, я отдам матушке Марцелине. На мой взгляд, этот комический персонаж незаслуженно обделён вниманием предыдущих хореографов. Как правило, она исполняет всего один танец. По моему замыслу, у неё больше танцев и смешных мизансцен».
Отметим, что театру оперы и балета дважды удалось рассказать о своих премьерах на весь город.
Последняя акция поддерживала как раз балет «Уж замуж невтерпёж, или Тщетная предосторожность»: незамужние красноярки впервые приняли активное участие в… бале невест! Девушки на выданье маршировали не в свадебных платьях, а в футболках с надписью «Уж замуж невтерпёж».
Но ещё более интересно был проанонсирован спектакль «Римские каникулы». Незадолго до премьеры этого балета-модерна в постановке хореографа Снежаны Здор в Интернете появилось сообщение: «Красноярские защитники животных обвинили театр оперы и балета в издевательстве над золотыми рыбками, с которыми балерины танцуют в новом спектакле». Почуяв запах скандала, в оперный с камерами наперевес приехали съёмочные группы ВСЕХ телекомпаний города. В театре журналистов встретили радушно, рассказали и показали: да, рыбки - важная часть сценографии, но по сцене балерины носят резервуары с… силиконовыми существами. Единственную настоящую рыбку, которую сотрудники театра купили для фотосессии на афишу, зовут Моникой, она живёт дома у художника по костюмам и чувствует себя отлично!
О том, что эта история с даже не существующей в городе конторой «Красноярские защитники животных» - лишь пиар-ход театра, и догадались-то не все и не сразу. Журналисты искренне искали контакты тех самых скандальных защитников.
Нечто похожее провернула и пресс-служба ТЮЗа: новости рассказали зрителям, что красноярские географы выступают против премьеры спектакля «Географ глобус пропил».
Завершающийся театральный сезон был богат на гастроли, фестивали, различные поездки. Например, впервые за многие годы состоялись масштабные обменные гастроли - между театром им. Пушкина и новосибирским «Глобусом». Прошли фестивали «Драма. Новый Код», «Норильские сезоны», Всероссийский форум «Балет XXI век», международный проект «Парад звёзд в оперном».
Надеемся, в новом сезоне красноярские театры порадуют зрителей не менее интересными премьерами.
Самые яркие спектакли уходящего сезона:
«Дом, где разбиваются сердца» - театр им. А.С. Пушкина
«Калека с острова Инишмаан», «Ромео и Джульетта», «Тётушка Чарлея» - ТЮЗ
«Отелло» - Канский театр
«Красный мак», «Весна священная» - театр оперы и балета
«Голубая камея» - Красноярский музыкальный театр
«Король Лир» - театр кукол