Цветовая схема:
Красноярский театр оперы и балета открыл новый XXXIV театральный сезон
Помимо репертуарных спектаклей, хорошо принимаемых зрителями, в ноябре в театре пройдет фестиваль французской культуры. Красноярцев ожидают две премьеры: балеты «Гусарская баллада» на музыку Тихона Хренникова (постановке участвует правнук композитора), и «Моцарт и Сальери», в постановке которого в 80-х годах ведущие партии исполняли Сергей Бобров и Марк Перетокин, являющиеся теперь художественными руководителями театра и балетной труппы.
Во второй половине театрального сезона зрителей ждет очередной, ставший уже традицией, «Парад звезд», в рамках которого театр представит спектакли русских композиторов. Ну и, разумеется, все уже с нетерпением ждут обещанной премьеры оперы «Садко» Римского-Корсакова.
Не останутся без внимания и дети. Для них театр оперы и балета готовит музыкальную сказку Александра Рыбникова «Новые приключения Буратино» в исполнении юных актеров «О-студии» (Образцовой детской оперной студии).
***
Сезон обещает быть очень насыщенным, как для поклонников хореографического искусства, так и для любителей оперы. Лишь бы хватило времени нам всем, чтобы остановить убыстряющийся бег жизни хоть на чуть-чуть, отдохнуть и насладиться этим отдыхом. Попав на праздник, почувствовать его, ощутить в полной мере. Не на бегу. Не превращая жизнь в фаст-фуд.
Руку помощи нам в этом намерении протянул театр, предложив в день открытия сезона забыть на время о суете и окунуться в праздничную атмосферу бала. Чья музыка в полной мере излучает утверждение и победительность жизни, упоение ее радостями, светлую лирику? Без чего не обходится ни один бал? Вальс. Нужно ли говорить, кто является королем вальса? Иоганн Штраус-сын. Штраус-отец, конечно, тоже с любовью относился к вальсовой форме, но сын превзошел его. Превзошел при всем противодействии отца, категорически не желавшего сыновьям карьеры музыкантов.
Оперно-балетный бал «Штраус-гала», в котором постановщики (автор идеи Сергей Бобров, музыкальный руководитель и дирижер Александр Косинский, режиссер оперных сцен Елена Артюхина, хореограф Марк Перетокин, художник-постановщик Дмитрий Чербаджи) сплавили воедино музыку Штрауса и Оффенбаха, дали зрителю возможность в полной мере отдохнуть.
Действие бала происходит в начале ХХ века в богемном ресторане «У Штрауса» в одном из городков Лазурного побережья. Вспоминаем оперетты Штрауса – и вопрос об имени владельца ресторана, столь любимого избалованной богемной публикой и постоянно находящегося под пристальным вниманием папарацци, отпадает сам собой. Конечно же, господин Орловский, русский миллионер-меценат. Именно к нему на бал съехалась иногда вовсе не аристократическая, но весьма достойная публика (как минимум, в мышиной серости ее не обвинишь). Даже излишне приглядываться нет нужды, чтобы узнать в гостях хороших знакомых. Тут и Розалинда, ставшая примадонной Венской оперы, с мужем – хромым генералом. И барон Баринкай с Зупаном. Саффи, Мирабелла и Арсена, Перикола и Жозефина. Веселая компания подобралась для приятного времяпрепровождения. Они и развлекаются, кто во что горазд. Оперная дива соревнуется в популярности с балетной примой, ухажеры сменяют объекты своего вожделения, олигархи делятся секретами жизненного успеха. Все живут и веселятся. Маленький намек на «драку заказывали», когда общество раскололось было на два лагеря – поклонников дивы и фанатов примы – тут же гасится весьма импозантной распорядительницей ресторана (во всех отношениях выдающаяся «дама» в исполнении… Николая Рукосуева).
Утомленный господин Орловский (Алексей Бочаров), настойчиво предлагающий всем выпить, «а кто не с нами, тот против нас», и он, после обязательной «штрафной», вызовет диссидента на разговор. Кого не было нужды уговаривать пригубить бутылку-другую, так это госпожу Периколу (Нина Кириенко). На протяжении всего бала она только и делала, что перемещалась от столика к столику, оценивая сервировку и качество льда в ведерках с шампанским. Когда случался сбой в перемещении, она без промедления пользовалась изящной фляжкой. Её заявление после учиненного недоброжелателем коварства, что «Красота – страшная сила», получило у зрителей стопроцентное согласие и одобрение. Такое же одобрение вызывало практически все, что позволил себе на сцене барон Баринкай (Демид Зыков). Собственно, и прима-балерина Парижской Гранд-опера Жозефина (Олеся Алдонина) блистала так, что Розалинде (Светлана Рацлаф-Левчук) пришлось очень постараться, чтобы затмить конкурентку.
Цветочница Саффи (Дарья Рябинко) с потрясающей дикцией, когда четко и внятно слышно буквально каждое слово. Очень трудно было после нее перестраивать слуховой аппарат, чтобы не упустить смысл в повествовании других персонажей. Очень хотелось купить у нее всю корзину цветов и ей же их вручить.
Присутствие на сцене кубанского казачка-свинопаса, пардон, венгерского олигарха-свиновода Зупана (Борис Сабиров) и его ария о тленности ста рублей, в отличие от ста свиней, вызвали у зрителей большое оживление.
Иногда артисты так увлекались, что забывали о чертах своего персонажа. Так, господин генерал, муж Розалинды (Олег Алексеев), повествуя о том, что счастье он познал сполна, немного забыл о своей хромоте. А, опомнившись, очень быстро наверстал упущенное. Впрочем, возможно, это волшебная сила искусства, которая исцеляет не только душевную боль, но и физическую. В любом случае, генерал так хорошо рассказывал, что на казус внимание обратили только самые вредные зрители.
Балетные номера зрители воспринимали на ура; хор, как те маги из «Дозоров», – вне категорий (хормейстер Дмитрий Ходош). Оркестранты во главе с Александром Косинским по окончании бала лучились такими улыбками, что становилось понятно – эта музыка им по нраву, и дается она им легко и непринужденно.
Ну, и «русская национальная» забава (один из трио, в которое также входит «7-40» и «Сиртаки») – всеми обожаемый оффенбаховский канкан. Он всегда и везде вызывает бурное оживление. При первых же звуках канкана народ просто начинает подпрыгивать, и не важно, стоит он на танцплощадке или сидит в мягком кресле в зале. А уж канкан в исполнении блистательных девушек балетной труппы, да еще дважды… Нужно глянуть, когда еще раз на это можно будет посмотреть. Угу, в субботу, 15 октября…
В целом получилось хорошее «отдохновенное» шоу, в котором сплавили в одно целое оперу и балет (заодно получился этакий большой рекламный ролик о возможностях театра, его режиссеров и труппы). Легкая, непринужденная атмосфера развлечения, когда не нужно думать о тайных кодах, искать информацию междустрочную. Просто отдых. Красивый, дерзкий, веселый.
***
Хотя, если все же неймется поискать тайнопись, то и тут можно поискать (если такое развлечение является видом отдыха, почему нет?). Взять, к примеру, историю о расколе ресторанного сообщества на противоборствующие группировки приверженцев разных видов искусств: оперы и балета. Одни скалой стоят за оперную диву, другие готовы треснуть оппонентов бутылкой по голове. Да и сами примадонны в выяснении собственной значимости чуть не прибили представителя другого вида искусства – изобразительного (ну, и пусть он фотограф, кто сказал, что это не искусство?). И только разумный, уважаемый человек, авторитет которого признается и той и другой стороной, может примирить воинствующие стороны и повести их в нужном направлении… Как-то так.
Арсен МАМАТИЕВ
Yarsk.ru, 03.10.2011 г.