Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

28.10.2014

Любите ли вы театр, как любим его мы?

Сибирякам всегда была присуща любовь к театральному искусству. В Енисейской губернии на редких гастрольных спектаклях актеров, проезжающих из Томска в Енисейск, всегда был аншлаг. Мельпомена, Талия и Терпсихора были и остаются любимыми музами красноярцев. Благодаря этому пристрастию Красноярский край стал кладовой, в которой взрастали таланты драматической и оперной сцен.

Из любви к искусству

"Дон Кихот"Первое театральное здание в Красноярске было построено в 1874 году. До этого мечты о собственном храме Мельпомены воплощались театралами в любительских постановках. Практически в каждом богатом доме был собственный «театр», пьесы ставились силами домочадцев, их детей и друзей. Но на премьеры собирался весь цвет города. Это было важной частью культурной жизни Красноярска.

Первое театральное здание – деревянный дом на Староостроженской площади – детище промышленников-меценатов Кузнецова и Щеголева. Здание освещалось сальными свечами, а зрители приходили на представления со своими стульями. Но это был очаг культуры. Он сдавался в аренду под маскарады и представления заезжих профессионалов, на его базе зародилось Общество любителей музыки и литературы.

Позже газета «Енисей» писала: с проведением до Красноярска Транссибирской железной дороги на сцене театра «стали фигурировать не одни только захудалые артисты, собранные случайно заехавшим антрепренером, или доморощенные любители, но даже лучшие силы русской сцены: Г. Н. Федотова, братья Писаревы…».

В 1887 году было организовано Общество любителей драматического искусства. Но через 11 лет деревянное здание очага культуры сгорело. Подвело «ноу-хау»: за месяц до происшествия сальные свечи заменили на новую электроосветительную систему. Короткое замыкание.

Общественность города приняла эту потерю близко к сердцу. Вышеозначенное общество обратилось в городскую думу с предложением о постройке нового здания. Жители активно жертвовали деньги на строительство здания театра: крупные промышленники и купечество, благотворительные общества врачей и учителей, служащие и даже безденежные учащиеся вносили свою лепту... Нужная сумма была собрана в короткий срок. На возведение, внутреннюю отделку и обстановку, приобретение мебели и прочее ушло 75 тысяч рублей. А 17 февраля 1902 года состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина, чье столетие со дня рождения отмечала вся Россия. Это здание и сейчас стоит на проспекте Мира (ранее улица Вознесенская).

В новом помещении театра проводили народные чтения, давали спектакли и концерты, проходили гастроли известных в России артистов из Москвы, Санкт-Петербурга и крупных провинциальных театральных городов.

А в 1905 году помещение театра превратилось в место проведения многочисленных митингов, на которых звучали призывы к свержению самодержавия.

Край вернул театру Пушкина

В первые годы советской власти в Красноярске, как и во всей стране, партийные и советские органы взяли театр под свою опеку. Его объявили всенародным достоянием, резко снизили цены на билеты, давали бесплатные спектакли для красногвардейцев и членов профсоюза. В театр пришел новый зритель, по распоряжению губернского Совета его переименовали в «Первый Красноярский советский театр».

Только в 1935 году – после создания Красноярского края – театру вновь вернули имя Александра Пушкина и присвоили статус краевого. Именно здесь появилась студийная группа, которая затем выросла в самостоятельный кукольный театр.

К началу Великой Отечественной войны театр был творчески сформировавшимся коллективом. С первых же дней войны актеры отдают свои силы делу Победы. Ведут шефскую работу в сибирских дивизиях и полках, отправлявшихся на фронт.

К концу войны главным режиссером театра стал заслуженный артист РСФСР политический ссыльный Або Волгин. Мастер своего дела внес неоценимый вклад в развитие театрального искусства Сибири. Он создал при театре школу-студию, где начинал свой путь Иннокентий Смоктуновский, ставший позже артистом МХАТа.

От цирка до балета

После войны партия поставила задачу – восстановить разрушенные очаги культуры и расширить сеть культурно-просветительских учреждений.

Культурную среду Красноярска тогда формировали 90 библиотек, периодическая печать, радио, телевидение, дворцы культуры – имени Владимира Маяковского, Первого Мая, 30-летия ВЛКСМ, «Строитель».

В 1953 году краевое концертно-эстрадное бюро было преобразовано в филармонию, которая стала ведущим центром пропаганды музыкального искусства. Систематически проводились смотры, праздники, концерты.

В 1947 году отпочковался в самостоятельную единицу Красноярский театр кукол, в 1959 году открылся театр музыкальной комедии. А в 1960 году был создан Красноярский ансамбль танца Сибири, завоевавший под руководством Михаила Годенко мировую известность. В 1964 году открыли двери новое здание краевой научной библиотеки имени Ленина и театр юного зрителя. В 1972 году в Красноярске появился настоящий цирк. Его первым директором стала Татьяна Георгиевна Восходова:

– Цирк тогда стоял на Красной площади, на месте нынешней стелы, работал только летом. Брезентовая крыша снималась на зиму, а весной вновь начиналась подготовка к сезону. Меня пригласили в крайком партии: есть мнение отдать тебя в цирк. Я стала второй женщиной – директором цирка в России. После нескольких пожаров в шапито мне посоветовали: добивайся в Госцирке строительства нового здания. И добилась. Новый цирк построили за полтора года. В зале все время был аншлаг. Билетов в Красноярский цирк было не достать.

А в 1978 году к 350-летию Красноярска открылись театр оперы и балета, институт искусств и гостиница «Турист» – первое высотное (16-этажное) здание Красноярска. Директором храма искусств назначили Татьяну Восходову:

– Я должна была идти работать в театр оперы и балета. Нужно было его открывать, набирать труппу, выпускать спектакли. Труппу для красноярского оперного собирали всей страной. Хореографические училища и консерватории отдавали Красноярску лучших учеников. Молодые артисты горели желанием работать, показать себя. И к открытию сезона было готово уже 12 спектаклей – «Евгений Онегин», «Жизель», «Лебединое озеро»...

Александр Куимов, артист балета и педагог-репетитор балетной труппы театра оперы и балета, рассказывает:

– После выпуска из училища я только три месяца отработал в пермском оперном. Поехал с группой танцоров на гастроли в Омск, там и заприметил меня администратор красноярского театра. Предложение было очень заманчивое. Мне сразу предложили двухкомнатную квартиру и положение ведущего солиста балета. К тому времени в Красноярск уехали 15 выпускников Пермского хореографического училища. Театр стоял еще в лесах, внутри велись отделочные работы. На репетицию артистов балета каждое утро увозили в городской Дворец культуры. А по выходным танцовщики – комсомольцы и активисты – занимались другой «творческой» работой – выносили мусор из фойе театра.

Красноярская оперно-балетная труппа сразу же стала выездной. Концертная бригада ежегодно отправлялась за границу.

Эпоха застроя

В 1980-е годы в распоряжении красноярцев имелось 575 учреждений культуры, шесть творческих союзов. А в 1982 году красноярцы впервые услышали в своем городе орган. Он был установлен в отреставрированном здании католического костела, построенного в начале века по проекту архитектора Соколовского. Вскоре распахнулись двери Большого и Малого концертных залов на Стрелке, построенных по проекту архитектора Арэга Демирханова. Здание Большого концертного зала представляет собой раскрытое пианино.

– Идеей построить Большой концертный зал загорелся первый секретарь Красноярского крайкома КПСС Павел Стефанович Федирко, – говорит Демирханов. – Тогда был лозунг «Превратим Сибирь в край высокой культуры!». К тому времени четко обозначились профессионалы – хозяева будущих объектов. Большой концертный зал – для ансамбля танца Сибири Михаила Годенко. Малый делался под коллектив мирового уровня – Красноярский симфонический оркестр под управлением Ивана Шпиллера. По законам акустики зал должен напоминать бутылку, обращенную горлышком к сцене. Но мы-то, проектируя его под ансамбль танца Сибири, хотели видеть артистов во всем великолепии: улыбки танцующих, их изумительные костюмы. Поэтому я его растянул, расширил, чтобы приблизить зрителей к сцене, но акустика в таких залах, где более тысячи человек, обычно всегда искусственная. Тогда пришлось доказывать целесообразность затрат на строительство зала в самых высоких инстанциях, ведь он стоил целой серии жилых домов.

Таланты и их поклонники

Сегодня в Красноярском крае 20 театрально-зрелищных учреждений. Драматические, музыкальные и кукольные театры работают в Ачинске, Канске, Минусинске, Железногорске, Мотыгино и других территориях региона. Больше двух тысяч дворцов культуры с разнообразными формами досуга, кинотеатров, библиотек, музыкальных и художественных школ. Культура приенисейских городов славится своими талантами. Артисты, воспитанные Красноярским государственным театром оперы и балета, – Наталья Чеховская и Василий Полушин – известны во многих странах мира. Имя певца Дмитрия Хворостовского, лауреата всероссийских и международных конкурсов, в настоящее время известно всему миру. Красноярск – родина «сибирского соловья» певца Петра Словцова.

В Красноярске действуют творческие союзы композиторов, театральных деятелей, а также различные хоры, камерные оркестры, молодежные центры и театры, отделение Российской фольклорной академии.

Сегодня красноярцы на весь мир заявляют: «Любите ли вы театр, как любим его мы?»

Сибирский соловей

Это прозвище приросло к Словцову с легкой руки его поклонника – красноярского поэта. После одного из концертов стихотворец написал: «Но даже лавры пожиная, Сибири хладной соловей, ты прилетай к нам, вспоминая о хмурой родине своей».

Родом Петр Словцов (родился 12 июля 1886 года) из села Устьянское Канского уезда Енисейской губернии. Отец – церковный дьякон – не успел обратить внимание на творческие способности сына: умер, когда Пете исполнилось пять лет. Мать отвезла сына в Красноярск и отдала учиться в духовное училище, а затем в семинарию. Петр много пел в хоре. Его голос заметно выделялся среди голосов семинаристов, и ему уже поручали сольные выступления. С одаренным юношей стал заниматься Павел Иосифович Иванов-Радкевич (впоследствии профессор Московской консерватории).

Позже Словцов поступил на юридический факультет Варшавского университета. Но через полгода бросил учебу, уехал в Москву – учиться пению в консерватории в классе профессора Горди.

В Красноярск Петр приезжал на каникулы и обязательно выступал с сольными концертами. И соотечественники оценили голос молодого тенора. В газете «Сибирская мысль» появилась рецензия на концерт студента: «Свежий, красивый тенор Словцова производит чарующее впечатление».

В 1912 году Петр блестяще окончил консерваторию, его пригласили работать в Киевский оперный театр. За три года Словцов овладел здесь ведущим теноровым репертуаром и снискал любовь публики. В 1915 году он переехал в Петроград. На сцене оперного театра выступал с Шаляпиным, Неждановой. Здесь, в Петрограде, Петр нашел свою любовь – женился на пианистке Маргарите Риоли. Она стала любимейшим аккомпаниатором Словцова.

После голодной петроградской зимы 1918 года Словцовы на лето уехали в Красноярск к матери певца. Колчаковский мятеж, который в это время разгорался в Сибири, не позволил им вернуться в центр. Супруги остались в Красноярске. Словцов принял деятельное участие в открытии народной консерватории, создал образцовый вокальный класс. И самое главное – усилиями Петра и Маргариты в Красноярске возобновились оперные спектакли. В отличие от ранее работавших здесь оперных трупп, которые создавались за счет приезжих артистов, этот коллектив состоял целиком из красноярских певцов и музыкантов. Исполняя ответственные партии, Словцовы были еще и режиссерами постановок с непрофессиональными артистами.

В 1928 году Словцова пригласили профессором в Государственный институт театрального искусства. Он преподавал и выступал на сцене Большого театра Москвы и в оперном театре Ленинграда. Зимой 1934 года Петр гастролировал по Кузбассу, торопился в Красноярск. В последних концертах он выступал уже больной. Рассказывают, что свой последний концерт в родном городе Словцов давал с высокой температурой. Дома он окончательно слег и умер в феврале.

Похоронен всемирно известный тенор Петр Словцов на Покровском кладбище. На памятнике из белого мрамора высечены слова из оперы «Вертер» Массне: «О, не буди меня, дыхание весны».

Маргарита Риоли-Словцова осталась в Красноярске. Еще 20 лет после смерти мужа она преподавала. Среди ее учениц была Екатерина Иофель, ставшая впоследствии учителем известного баритона Дмитрия Хворостовского.

Дело подневольных

И сегодня Норильский Заполярный театр драмы имени Маяковского считается одним из самых сильных в Красноярском крае и России. Может быть, существование в суровых условиях придает творческих сил этим людям, выходящим на подмостки северного храма искусств. А может быть, до сих пор сильна выучка, вложенная в местных жителей первыми актерами Заполярного, или, как он тогда назывался, театра политотдела комбината, которых ссылали в Норильлаг, насильно собирая творческую интеллигенцию со всего Советского Союза.

Это была, пожалуй, самая театральная зона в мире. На Таймырском полуострове отбывал срок Лев Гумилев, лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, играли Евдокия Урусова (урожденная княгиня, актриса театра имени Ермоловой), Виталий Головин (сын певца Большого театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх), актеры Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский. Сюда сослали в полном составе Львовскую хоровую капеллу. В лагерных клубах скрипач Корецкий играл Равеля и Паганини, Сарасате и Баха, лагерным джазом руководил композитор Кайдан-Дешкин (автор знаменитого пионерского гимна), среди музыкантов также немало известных имен – Иван Бачеев, ударник из оркестра Цфасмана, ассистент художественного руководителя Госджаза Кнушевицкий.

В скупых приказах 40-х годов, хранимых городским архивом, звучали иногда удивительные формулировки, например, «Лучший джазовый коллектив Норильлага».

В каждом лагерном отделении, кроме штрафного, был клуб. В штате – заведующий клубом, киномеханик и художник. Подчинен он был начальнику КВЧ – культурно-воспитательной части, а этими начальниками руководил начальник КВО – культурно-воспитательного отдела лагеря, они утверждали репертуар, выбор пьес, авторов, отвечали за «художественный просмотр» самодеятельной труппы.

Официально Норильский Заполярный театр открылся 6 ноября 1941 года. Георгий Жженов в Норильлаг был сослан в 1949 году. До этого актер прошел уже немало ссылок и тюрем. Однажды по пути на съемки фильма в поезде познакомился с американским дипломатом. Это знакомство ему и припомнили, записав Жженова в шпионы.

«Сейчас работаю в Норильском драматическом театре, – писал Жженов в дневнике. – Опять, как и в Магадане, играю роли советских героев – людей честных, принципиальных, смелых! Мой суд – зритель! Его одобрение и аплодисменты – плата за труд, за те положительные идеи, которые я, человек и артист, стараюсь донести до зрителя».

У Георгия Жженова в Норильске была самая громкая актерская слава. Норильчанка Ольга Сапрыкина в те годы училась в школе, она вспоминает, как вместе с подружками после спектакля подходила к Георгию Жженову, чтобы высказать слова восхищения.

– Спасибо, девочки! – улыбался своей неповторимой улыбкой артист. И, влюбленные, они уходили, чтоб потом всю жизнь вспоминать, как и что он сказал, как и кому улыбнулся.

Когда Жженов прибыл в Норильлаг, на заполярной сцене уже играл Иннокентий Смоктуновский. Он не был ссыльным, сам забрался так далеко. Иннокентий уже успел пройти войну. Во время наступления на Киев его часть попала в окружение, и Смоктуновский пробыл в фашистском плену более месяца. Условия в немецком лагере для военнопленных были нечеловеческими, и он прекрасно знал, что за попытку к бегству полагается немедленный расстрел. И все-таки бежал. Сам факт пребывания в плену отозвался в послевоенные годы: как «неблагонадежный», он получил «минус 39» – запрет на проживание в 39 крупнейших городах России.

«Я жил в постоянном страхе, что в любую минуту меня могут посадить за то, что был в немецком плену, – вспоминал Иннокентий Михайлович, – и решил затеряться где-нибудь подальше. Почему-то выбрал Норильск – столицу ГУЛАГа. Наверное, потому, что дальше сослать было бы все равно некуда».

В этой добровольной ссылке Иннокентий Смоктуновский провел четыре года, подорвал здоровье, потерял зубы. Но там же прошел прекрасную профессиональную школу – в Норильском театре работали превосходные артисты: Жженов, Юровская, Лукьянов... Это придало ему уверенности и сил пробовать себя на московских подмостках.

Богиня с наивной улыбкой

Каждый год в Назарово съезжаются кинознаменитости России, композиторы и актеры театров. Здесь проходит кинофестиваль имени известной артистки кино 1940–1950-х годов Марины Ладыниной. Всенародная любимица до конца своих дней родиной считала этот уголок Сибири, а впоследствии даже изменила место рождения в документах на Назарово. Сюда в раннем детстве ее привезли родители из Смоленской губернии.

С ранних лет главным пристрастием Марины были книги и сцена. В школе ее решили взять в самодеятельный театр суфлером. Первую серьезную роль – Наташу в спектакле «Русалка» – она сыграла в седьмом классе на пушкинском юбилейном вечере. В Ачинске, где училась Марина, был драматический театр, куда Ладынину нередко приглашали подменять заболевших актеров.

В 16 лет Марина стала учительницей в Назарово. Но продолжала играть. Девушка, обладавшая прекрасным голосом и слухом, выступала с концертами. Постепенно провинция ей стала тесна, и она решила перебраться поближе к столице. Поступила в ГИТИС. Столица была покорена Мариной сразу же. Уже на вступительных экзаменах сделали пометку в ведомости «особо одаренная». В 1933 году приняли в труппу МХАТа.

Марина играла в театре и снималась в кино. В 1934 году роль деревенской девушки в картине «Вражьи тропы» в корне изменила ее жизнь. Она познакомилась с кинорежиссером Иваном Пырьевым. Через два года Ладынина и Пырьев поженились. Супруг готов был снимать красавицу жену в каждой своей картине. И она выбрала кино.

Ее роли – наивных деревенских девушек, колхозниц – полюбились и народу, и вождю – Иосифу Сталину. Он готов был отмечать каждую работу Марины Ладыниной Сталинской премией. Популярность киноактрисы была настолько велика в те годы, что трудно и передать. Ее боготворили, ей подражали, ее засыпали тысячами писем.

Все закончилось с разводом. Пырьев перестал ее снимать и запретил другим. Наступили годы забвения. Вспомнили о Марине в год 90-летия – в 1998 году. И после смерти – 10 марта 2003 года. Но в Назарово ее не забывали никогда.

Елена ЛАЛЕТИНА
"Наш Красноярский край", 28.10.14 г.