Цветовая схема:
Минувшая неделя в Красноярске ознаменовалась «культурным взрывом». Город попал в сюжеты теленовостей центральных каналов как место, где произошло культурное событие российского уровня – такого не случалось уже несколько лет.
Красноярск принял участников Первого Всероссийского форума «Балет XXI век», посвященного 100-летию со дня рождения Галины Улановой. Ничего подобного ценители этого искусства еще не наблюдали ни в одном из регионов России. Почему именно город на Енисее удостоен чести на целую неделю стать главной площадкой российского балета, «МК» рассказала народная артистка СССР и России, ныне педагог-репетитор Большого театра Людмила Семеняка:
– То, что в Красноярске, – это потрясающе. Это центр страны, центр Сибири. Мы как-то привыкли, что все в Москве, в Петербурге варится. А когда выезжаешь за пределы, здесь все немножко просторнее, шире... и взгляд шире. Спокойная атмосфера. Приятные люди. И как-то правильнее все воспринимается. Но и строже. Люди здесь требовательнее к себе. Жизнь суровее. Она возвращает на землю. Нет этой центральной эйфории. Там нас сбивает темп жизни. Мы приехали сюда, посмотрели в глаза друг другу и стали появляться свежие идеи...
В программе форума – два Гала-концерта с участием звезд российского и мирового балета, а также несколько премьер известных постановок в новой сценической редакции. Наш город стал дискуссионной и образовательной площадкой, где были организованы мастер-классы и круглые столы, ретроспектива фильмов о легендах балета и выставки, посвященные хореографическому искусству.
Одно из ключевых мероприятий форума – Смотр-конкурс молодых артистов балета и работ хореографов из десяти регионов России. Жюри, в состав которого вошли выдающиеся представители русской балетной школы, не оставило незамеченными местных конкурсантов. Возможно, не без помощи родных стен, почетное звание лауреатов конкурса и денежное вознаграждение получили сразу несколько красноярцев. В номинации «Исполнители» среди мужчин первое место присудили 19-летнему Дмитрию Соболевскому. За красноярскими балеринами остались второе и третье места – их заняли Анна Гермизеева и Ольга Михайлова. Среди обладателей специального диплома жюри – Юрий Кудрявцев, Полина Рясная и Анастасия Куимова – воспитанники Красноярского хореографического колледжа. По мнению Людмилы Семеняки (она тоже входила в жюри), торжество красноярской балетной школы вполне оправдано:
– Красноярская школа такая ухоженная, чистая. Меня поразила атмосфера, которая там царит, и сильнейший педагогический союз работников. Удивительное поведение детей - тихое и вежливое. Они упорно и сосредоточенно занимаются.
– Первые призовые места остались за солистами Красноярского театра оперы и балета. Как вы его оцениваете сегодня?
Л.С.: Надо сказать, что Красноярск становится центром балетной культуры. Он шел к этому много лет. Я была здесь трижды. В начале своей творческой жизни приезжала сюда, как член труппы Большого театра. И сейчас в составе жюри. Наблюдаю, что происходит с театром: он очень вырос. Здесь работают профессиональные балетмейстеры и педагоги-репетиторы.
– Можно ли говорить о том, что Красноярск богат талантами балетного искусства? Или местные кадры звезд с неба не хватают?
– Молодых талантов в Красноярске очень много. Мы могли наблюдать их среди конкурсантов, а также в балете Людвига Минкуса «Пахита». Здесь танцевали представители сильных школ и собственные кадры. Вместе они – хороший ансамбль. Балерина, которая исполняла главную роль в «Красном маке», Анна Оль – выше всяких похвал. Она поразила своим лиризмом, вдумчивым образом… В Красноярске были и, судя по качеству подготовки кадров, всегда будут загораться новые звездочки. Вспомним Наталью Чеховскую, которая сейчас живет и продолжает успешно работать в Москве. Наташа украшает корону российского балета. У нее неповторимая индивидуальность. Она из особенно сияющих звезд.
Тем не менее, говорить о победе красноярского балета рано. В номинации «Хореографы» мы остались без мест, уступив двум столицам. Более того, первая премия и вовсе была ликвидирована – жюри приняло решение не присуждать ее никому. Людмила Ивановна сетует на современную хореографию:
– Форум подытоживает, куда идет развитие танца. Хореографы должны сохранять отношение к балету, как феномену культуры. Нынешнее время подвергает такой подход многим испытаниям. В нем утверждается бизнес со своими категориями. Но театр в нашей стране – не просто развлечение. Театр - часть нашей духовной силы, с которой нужно жить в XXI веке. Россия – страна колоссального фольклора. Современные же постановки обращены к темам-пустышкам. У нас не Бродвей. Классику надо хранить. И не надо взаимодействовать с другими культурами. Я боюсь, чтобы не увлеклись экспериментами. Пусть танцовщики Нью-Йорк Сити балета показывают модные тенденции, а мы им будем показывать, как танцевать классический балет! Западные накрутки – это, видимо, переходный этап наших молодых хореографов, чтобы прочнее вернуться к своим истокам. Я бы предлагала создавать больше самобытных работ, на основе народного творчества.
Награда высшего достоинства – Гран-при – также не нашла своего героя. Председатель жюри, народный артист СССР Владимир Васильев заметил, что награда подобного уровня «присуждается выдающимся талантам». Похоже, таких конкурс не выявил. Радует, что хоть о регрессе речи нет. Есть награжденные, а значит – и надежда на лучшее завтра красноярского балета.
Досье «МК»
Людмила Ивановна Семеняка родилась 16 января 1952 в Ленинграде. В 10 лет поступила в Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой, в 12 – дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в балете «Щелкунчик».
С 1970 по 1972 годы работала в ленинградском Театре оперы и балета имени Кирова. В 1972 году Юрий Григорович пригласил её в Большой театр. В том же году артистка успешно дебютировала в спектакле Большого театра «Лебединое озеро». Ее наставником стала легендарная Галина Уланова, оказавшая значительное влияние на творчество балерины.
В Большом театре выступала до 1990 года, исполнив центральные партии во многих балетах. За роль Валентины в балете «Ангара» Людмила Семеняка удостоена Государственной премии СССР (1976). В том же году она завоевывает 1-ю премию и золотую медаль I Международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.
В 1986 году ей присуждают звание народной артистки СССР. В том же году Людмила Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию «Evening Standart» за лучшие достижения в области хореографического искусства.
В 1999 году дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер «Из роли в роль» на музыку Моцарта.
С 2002 года Людмила Семеняка – педагог-репетитор Большого театра. Она – член жюри многих международных конкурсов артистов балета. В 2008 году стала обладательницей приза «Душа танца» (номинация «Мэтр танца»), ежегодно присуждаемого журналом «Балет».
Юлия РЯДЧИКОВА
«МК в Красноярске» № 49, 8 декабря 2010 года