Цветовая схема:
Вечер 21 ноября в Красноярске выдался морозным и ветреным. Несмотря на это, красноярцы и гости города спешили в театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского, чтобы успеть на творческий вечер лауреата международных конкурсов, заслуженного работника культуры Красноярского края Анны Киселёвой, посвящённый 20-летию работы артистки в театре.
В зале полный аншлаг. Радовало присутствие зрителей всех возрастов, среди которых было много молодёжи. И это здорово – молодые тянутся к прекрасному искусству, к классике! Для своего юбилейного вечера Анна выбрала заглавную партию в опере Джакомо Пуччини «Тоска», которую в течение нескольких лет исполняет на сцене Красноярского театра оперы и балета. «Тоска» – пятая опера выдающегося итальянского композитора Джакомо Пуччини, сюжетом для которой послужила одноимённая драма Викторьена Сарду «Тоска», написанная французским драматургом в 1887 году. Впервые опера была исполнена в Риме на сцене театра Костанци 14 января 1900 года. Она быстро завоевала сердца зрителей. И это так понятно. Человек всегда остаётся человеком, в какие бы времена он не жил, природой ему присущи чувства, которые он испытывает в жизни: любовь, ревность, страсть, зло.
«При всём богатстве выбора есть в мировой опере три золотых гвоздики, три крупных жемчужины, три прозрачных бриллианта, и все они из оперы Пуччини «Тоска» – арии Каварадосси Recondita harmonia и Тоски Vissi d arteu. И, конечно же, Каварадосси E Lucevan Le Stelle. Это растворённые в музыке слёзы и разбитые сердца – в конечном итоге счастье. Спасибо, дорогие Анна и Михаил, сегодня в вашем исполнении это было драгоценно!» Так написала в фейсбуке после просмотра оперы Елена Баркова.
«Сегодня Анна превзошла себя, с каждым разом её творчество становится ярче и выразительнее», – сказала моя рядом сидящая соседка Надежда Сафонова.
– Флория Тоска – моя самая любимая партия, – пояснила певица выбор произведения для знаменательной даты. – Я сознательно хотела отметить это важное для меня событие не концертной программой, а спектаклем. Есть партии, которые можно петь, не распеваясь. Когда начинаешь петь Тоску, вдруг откуда-то появляется голос. Корни этого выбора вообще находятся в моей юности. Когда я училась в музыкальном училище, бабушка подарила мне книгу о знаменитой оперной певице Хариклее Даркле. Она была первая Тоска, именно для неё Пуччини создавал эту оперу. По её просьбе написал арию для второго акта, где героиня выражает свои чувства, изначально её в партитуре не было. Как описано в книге, противники композитора были настроены его уничтожить ещё на предпремьере, первый акт провалился. Но Хариклея Даркле своим голосом, своим мастерством спасла это прекрасное произведение. В Румынии есть конкурс имени этой певицы, я поехала туда, стала лауреатом. Такая вот ниточка меня связывает с Тоской и, наверное, в этом нет ничего случайного.
Дебют Анны Киселёвой состоялся в 1999 году на сцене Красноярского театра оперы и балета в премьере оперы «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова в партии Любаши, и с тех пор она исполнила почти два десятка партий в классических и современных операх, детских спектаклях. Среди них оперы «Аида», «Кармен», «Медея», «Жанна д’Арк на костре», «Свадьба Фигаро», «Пиковая дама», «Снегурочка» и другие. Дети Анну Киселёву запомнили по спектаклям «Под первой звездой», «Золушка» (Колючка), в «Буратино» (Лиса Алиса)...
«С Анной мы дружим давно и мне это приятно. Стараемся поддержать друг друга на концертах, спектаклях. Вот и сегодня мы пришли на её творческий вечер, чтобы своим присутствием, нашей любовью поддержать её. Мы очень рады тому, что был полный зал зрителей, которые очень тепло принимали её бенефис. На самом деле опера – это такое действие, которое надо пропустить через себя, чтобы понять, ощутить себя в ней.
У меня в третьем действии бежали мурашки по телу, немножко было страшновато и жутковато. Поэтому я очень редко хожу в оперу. Мне ближе что-то светлое, яркое, тёплое, нежное, музыкальное в смысле душевности. А здесь, в «Тоске», такие страдания, мучения. Я так переживала за Аню, столько энергии, эмоций она отдала в какой-то момент, просто хотелось побежать на сцену и приобнять её, поделиться своим теплом с ней.
Думаю, Ане хватило тепла, исходившего из зала от благодарных зрителей. Поздравляя Анну с 20-летием её творчества, хочу сказать, что она большая умница. Желаю ей не останавливаться, а идти только вперёд!», – из интервью солистки ансамбля «КрасА» Ирины Шульгиной, которые она дала после просмотра спектакля. Дружба певиц длится уже несколько лет. В репертуаре Анны Киселёвой есть романсы, написанные Ириной.
«В творчестве я всеядна», – так Анна о себе сказала в одном из интервью. И это так. Её можно увидеть на различных сценических площадках города, края, с исполнением старинной музыки, русских романсов, французского шансона, военных песен, произведений из репертуара К.Шульженко, А.Герман, красноярских композиторов... Анна любима зрителями всех возрастов.
Своим великолепным голосом радовала жителей Румынии, Болгарии, Финляндии. Трижды была членом жюри фестиваля «Хрустальная магнолия», проходившего в Сочи.
«Мои учителя убедили меня, что если Бог дал тебе талант, нужно дарить это искусство людям. В оперном пении – настоящая красота и духовность. Я верю, что мы, оперные певцы, несём в мир прекрасное», – напишет на своей страничке Анна. За свою творческую деятельность в 2018 году Анна получила звание заслуженного работника культуры Красноярского края.
Аплодисментами сопровождали арии Марио Каварадосси, исполняемых Михаилом Пироговым, партнёром, возлюбленным Анны в опере «Тоска». Анна и Михаил гармонично вплелись в сложную драматичную судьбу героев оперы. Их чувствам веришь, вместе с ними переживаешь трагизм случившегося. «У меня, мужчины, в третьем действии спектакля даже невольно побежали слёзы». Это признание довольно сильного мужчины, и это признание высокого вокального исполнения певцами довольно сложных арий, как признание их профессионального артистизма, глубины проникновения в трагизм страстей Флории Тоски, Каварадосси, Скарпиа, главных героев оперы.
Для тех красноярцев, кому ещё не знаком Михаил Пирогов: в 2010 году он был принят и работал солистом-вокалистом в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета. В 2011–2014 гг. — солист Саратовского академического театра оперы и балета, а с 2014-го по 2018 год вновь работал солистом в бурятском оперном театре. В 2018 году получил звание заслуженного артиста Республики Бурятия. С декабря 2018 года – солист (тенор) Красноярского театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского.
Исполнять партию Каварадосси в опере «Тоска» Михаил Пирогов считает большим подарком судьбы для себя. Он вспоминает: «Ещё будучи студентом консерватории, я исполнял арии из этой оперы, но никак не мог подумать, что спою её на сцене бурятского оперного театра, а потом на Новой сцене Большого театра в Москве. Партия Каварадосси сложная не только вокально, но и эмоционально».
Партию Скарпиа, начальника полиции, исполнил в «Тоске» солист Красноярского театра оперы и балета (с 1979 года) народный артист России Владимир Ефимов, который давно снискал любовь и признание красноярцев. Он заслужил это, в его репертуаре более 50 оперных партий.
Несмолкающие аплодисменты и возгласы зрителей «Браво», «Брависсимо» – высшая оценка для артистов. Анна и Михаил сполна получили эти высшие награды зрителей. Море цветов и поздравлений.
Тепло и сердечно с 20-летием творческой деятельности поздравила Анну Киселёву руководитель оперной труппы театра, народная артистка России Лариса Марзоева. Бенефис состоялся. Но, как говорится, совершенству нет предела.
Хочется пожелать Анне новых, интересных, характерных ролей, романсов, песен, партнёров по сцене, благодарных зрителей. Благодарим всех артистов, принимавших участие в опере, всех тех, кто участвовал в её постановке.
Читателей «Красноярской газеты» вместе с Анной мы приглашаем в Дом кино 1 декабря на концерт «Музыка кино», начало – в 15.00. Вместе с Анной в концерте примет участие солист театра Евгений Балданов.
Творческая жизнь несравненной солистки Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского Анны Киселёвой продолжается, чему мы очень рады. Новых юбилейных творческих дат!
Галина ЯКОВЛЕВА
"Красноярская газета" №75, 29 ноября 2019 г.