Цветовая схема:
Большой город для маленького зрителя
Появление первого специализированного театра для юных зрителей относится к довоенной эпохе. В 1938 году в Красноярске открылся театр кукол. Это была небольшая кукольная труппа, которую основали артисты Красноярского драматического театра. Под руководством актрисы Татьяны Калитиной они поставили «Три медведя» - этим-то спектаклем и открылся первый театральный сезон театра кукол. В 2013 году Красноярский театр кукол отметил своё семидесятипятилетие, сегодня в его репертуаре множество спектаклей на любой вкус и возраст, дорогу же в театр знает практически каждый красноярский ребёнок.
Полувековой юбилей отметит в наступившем году ещё один театр, который призван будить прекрасные чувства в подрастающем поколении, - Красноярский ТЮЗ. Его история началась в 1964 году на правом берегу Енисея в Доме культуры имени В. Маяковского. Среди первых постановок Красноярского ТЮЗа - сказка «Ворон» Гоцци, «Моя старшая сестра» Володина, «Мой бедный Марат» Арбузова, «Продолжение легенды» Кузнецова. Сегодня ТЮЗ не только регулярно радует детей и подростков премьерами, но активно привлекает их к сотворчеству. Одна из популярных постановок театра «Подросток с правого берега» была создана при участии юных зрителей - они стали авторами пьесы, нарисовав при помощи взрослых портрет своего поколения. Кстати, в этом году одна из детских постановок, «Снежная королева», едет в Москву бороться за самую престижную премию России - «Золотую маску».
Первым детским спектаклем в театре оперы и балета стала «Сказка о попе и его работнике Балде» Чулаки. Случилось это в 1979 году. С тех пор детская афиша пополняется. Более того, вот уже двадцать лет при театре работает Образцовая детская оперная студия театра. На счету маленьких артистов четыре самостоятельных спектакля: «Золотая принцесса» на музыку группы «ABBA», поучительная сказка «Петер и Пауль бегут в Шлараффию» Легара, «Новые приключения Буратино» Рыбникова и музыкальный пазл из фрагментов различных мюзиклов «Белоснежка и…». Кроме того, юные актёры постоянно принимают участие во взрослых оперных постановках. Для юных зрителей работают и артисты опереточного жанра. В музыкальном театре идут такие сказки и детские мюзиклы, как «Кентервильское приведение», «Снежная королева», «Щелкунчик», «Теремок», «Белоснежка и семь гномов». Обязательны детские спектакли и в репертуаре старейшего театра Сибири - Красноярского драматического театра имени Пушкина. Сегодня их четыре. На сцену серьёзного театра регулярно выходят такие любимые всем с пелёнок персонажи из «Конька-горбунка», «Кота Леопольда», «Молодильных яблок», «Острова сокровищ».
Но всех обошла, пожалуй, Красноярская филармония. В детском разделе концертной организации ряд специальных абонементов не только для юных слушателей («Хроники органного королевства», «Книжный театр», «Семейный островок», «Уроки живой музыки», «Страна музыкальных уроков и т.д.), но и для тех, кому ещё предстоит появиться на свет. Цикл концертов «В ожидании чуда» - программы для будущих мам и пап, а также маленьких детей. Те, кто решит испытать на себе силу музыкального искусства, сможет это сделать в ближайшее время - 25 января. В камерном прозвучит популярная классика в необычной трактовке - в исполнении оркестра ударных инструментов «Siberian percussion» «Гармония звуков классических мелодий и биение пульса жизни, - пишется в аннотации концерта.- Не исключено, что и ваш малыш откликнется на музыкальное представление ритмичным постукиванием».
Артём Рудой, артист Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина, режиссёр:
- Детские спектакли многое значат не только для аудитории, но и для самих артистов. Про себя скажу, что, по сути, моя карьера началась со сказки «Бемби», где я сыграл сыча. Это моя первая профессиональная работа в театре Пушкина. К слову, каждый год здесь выпускалось по сказке. Несмотря на то, что театр взрослый, именно на детские спектакли делался большой акцент. И практически во всех этих постановках я был задействован. Взрослого репертуара могло не хватать, а в детских спектаклях я был занят всегда. Наверное, в силу своей психофизики я больше подхожу для подобных постановок. Чаще играл нечистей - был и Бабой-ягой, и Людоедом, и Лешим… Первый вокальный опыт приобрёл тоже в сказках. Впрочем, и мой режиссёрский опыт начинался с детского спектакля. Ещё в школе я поставил «Зайку-зазнайку». Есть и профессиональные работы. В нашем театре кукол вот уже 16 лет идёт мой спектакль «Рикки-Тикки-Тави», для театра Пушкина я поставил «Молодильные яблоки».
Вообще надо отметить, что детские спектакли - самые ответственные и для режиссёра, и уж тем более для актёра. Они требуют гораздо больше отдачи, энергии. Не потому что на взрослых спектаклях мы халтурим и бережём себя, не в этом дело. Просто взрослый зритель более деликатный, и он в принципе потерпит. А юный зритель ничего не терпит: если ему скучно, он начинает шуметь, разговаривать, даже ходить по залу. Поэтому детские постановки более затратны в плане собственных сил. Ведь не случайно на творческую пенсию в детских театрах выходят раньше, чем во взрослых. Видимо, актёрский организм действительно сильнее изнашивается на спектаклях для юных зрителей. Считаю, что каждый артист должен себя попробовать в детских постановках, это лучшая проверка его профессиональной состоятельности.
Нина ГРАДОВА
"Городские новости" №2901, 09.01.2014 г.