Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

11.01.2014

Совершите чудо – руку протяните...

Красноярские театры – музыкальный и оперы и балета – одновременно показали в новогодние каникулы премьеры своих интерпретаций сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король".

"Щелкунчик"Однако не стоит рассчитывать, что это похожие спектакли: они даже по названиям разнятся, не говоря обо всём остальном, что вполне естественно, если речь идёт о балете в одном случае, и музыкальной сказке – в другом.

Спектакль "Щелкунчик, или Сказка о твёрдом орехе" театра оперы и балета, что поставили заслуженный артист России Сергей Бобров и лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств России Генрих Майоров, использовав своё либретто и музыку Петра Чайковского, – это, прежде всего, грандиозное действо. Используя все театральные чудеса, постановщики заставляют героев появляться и исчезать, выпускают на сцену фантасмагорические фигуры в духе Иеронима Босха (хотя маленькие зрители вряд ли догадываются о существовании этого великого художника). Основное действие балета происходит в Зазеркалье – по ту сторону магического "зеркала времени" оказывается девочка Мари и её юные гости, превращающиеся во взрослых. Чародей Дроссельмейер помолодеет и станет принцем, а мыши – огромными чудищами.

Поскольку "Щелкунчик" давно является символом Рождества и Нового года, на сцене обязательно появляется украшенная огнями ёлка, которая по мановению волшебной палочки Дроссельмейера превратится в то самое "зеркало времени", благодаря которому и будут происходить сценические чудеса, а Мари заглянет в собственное будущее.

Герои совершат путешествия в снежный лес, в волшебную страну Фантазию, царство сладостей и забав Конфитюренбург, где живут сказочные герои, которые ходят в напудренных париках и шляпах-кораблях, как в красочном карнавале. А от игры света будут рождаться сценические иллюзии: то ли явь, то ли фантазия...

Главное в спектакле, по словам создателей, "тема воспоминаний о лучших мгновениях детства и юности, отражение прошлого через мир Зазеркалья". Как говорил Борис Асафьев: "Щелкунчик" – о переломном моменте в жизни, когда уже волнуют надежды ещё неведомой юности, но ещё не ушли детские страхи. Когда сны влекут чувства и мысли вперёд – в жизнь, только предчувствуемую". Однако, думаю, не слишком хочется, особенно маленькому зрителю, вникать в глубины шедевра П. И. Чайковского и Э. Т. А. Гофмана, а, наверное, возникает желание окунуться в сказочную атмосферу происходящего на сцене, тем более что постановщики всё для этого сделали. Уникальные декорации и костюмы создал известный российский художник Дмитрий Чербаджи. Для спектакля он придумал около сотни костюмов, под его руководством создано 75 эксклюзивных масок с напудренными париками и шляпами-кораблями, которые делают действо не просто ярким и зрелищным, а похожим на карнавал. Из этого и стоит исходить, не перечисляя исполнителей хореографических партий, тем более что артистов в спектакле задействовано довольно много.

Фантазию "Щелкунчик, или Тайна ореха Кракатук" на тему вечной сказки поставила в музыкальном театре на музыку Юрия Коротких актриса, а ныне студентка режиссёрского факультета Новосибирского института Марина Малькович. Это её дебют на большой сцене, поскольку до сего времени она работала на маленьких площадках, и надо сказать, дебют отменный. Посмотрев сказку, хочется воскликнуть: "Вот так надо ставить для детей!"

Это, прежде всего, яркое зрелище со ставкой на динамику сюжета, и художник Жанна Семенюк постаралась на славу, вместе с осветителями создав незабываемое "конфетное" царство. А ведь как часто режиссёры, работая для детворы, не считали важным именно этот фактор – зрелищность, в которой удачно сочетаются почти "гламурная" яркость и занимательный сюжет, – и окунали действие во тьму... Не случайно в самых динамичных местах малыши (хотя спектакль рассчитан на детей от шести лет, мамы приводят детвору значительно более раннего возраста), переживая за Мари, включаются в игру, визжат от восторга и подсказывают, например, куда мыши унесли девочку.

Постановка Красноярского музыкального театра – это не инсценировка знаменитой сказки Гофмана и не балет Чайковского, а современная фантазия о том, как могли бы развиваться события в доме, где живёт девочка Мари (Елена Терещенко) с мамой и папой, куда крёстный (Валерий Бурдик) приносит забавную игрушку – а в норах притаились мыши и ждут своего часа.

Под Новый год обязательно случаются какие-нибудь чудеса, и порой не каждый сможет разобраться, где граница между волшебным сном и явью. Да и девочке Мари не стоит удивляться, если вдруг мама (Екатерина Червова) и папа (заслуженный артист России Александр Литвинов) превратятся в Короля и Королеву, добрый крёстный – в загадочного Астролога, сотрудничающего с королевой Мышляндии – Мышильдой, а нелепая игрушка Щелкунчик не только заговорит, но и будет готова отдать жизнь за прекрасную Принцессу. Как сказали мне в театре, главная мысль этого спектакля заключается в том, что не стоит искать принца на белом коне, если рядом есть отважный парень, готовый отдать за вас свою жизнь.

Между тем коварная Мышильда (изящная и совсем не страшная дама в чёрном, в талантливом исполнении Марины Вишневской) задумала выдать Мари замуж за своего глупого сыночка – принца Прилипата (Михаил Росоха играет этакого разбитного и глуповатого представителя "золотой молодёжи"), и тогда девочка превратится в мышь. Да у неё уже торчат мышиные зубки благодаря колдовству мамаши Прилипата. Спасти Мари может только удивительный орех Кракатук, при помощи которого можно вернуть первоначальный прекрасный облик, да и вообще каждый становится тем, кто он есть на самом деле. У Щелкунчика (театральный красавец Дмитрий Злобин) с большущим ртом тоже будет выбор – стать прекрасным самому или вернуть красоту Мари, а он, конечно же, не ошибётся. И тогда, быть может, сон станет реальностью, а в гости к крёстному приедет его симпатичный племянник, с которым можно будет станцевать весёлый танец в марципановом замке в новогоднюю ночь. Потому как если очень верить, то чудо обязательно случится.

А чудеса Марина Малькович выстраивает, что называется, по полной, начиная с появления на сцене обаятельно пищащих и бешено носящихся туда-сюда маленьких мышек, которых играют воспитанники детской хореографической студии "Флик-Фляк", и до светящегося во тьме костюма Астролога.

Сергей ПАВЛЕНКО
"Красноярский рабочий", 11.01.2014 г.