Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

21.01.2014

Зато мы в области балета...

Конец минувшего года запомнится феноменальным успехом воспитанников нашей балетной школы в Санкт-Петербурге

В конце прошлого года студент Красноярского хореографического колледжа Юрий Кудрявцев был удостоен главного приза на проходившем в Санкт-Петербурге финале V конкурса воспитанников хореографических школ России "Гран-при Михайловского театра", а третьекурсница Елена Хватова взяла там же бронзовую медаль. Кроме победителей, красноярскую балетную школу представляли на берегах Невы Марина Волкова и Елена Свинко.

Юрий Кудрявцев и Елена ХватоваВ этом представительном юбилейном смотре (для красноярцев он был третьим) участвовали десять балетных учебных заведений, восемь из которых – российские. Впервые в истории конкурса жюри приняло уникальное решение присудить сразу три Гран-при.

– Особенно приятно, что впервые за пять лет существования нашего смотра одним из его лауреатов стал представитель сильного пола, – сказал на церемонии вручения наград генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман. – Им оказался Юрий Кудрявцев из Красноярского хореографического колледжа.

Высшую награду с красноярским танцором поделили воспитанница Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Анастасия Лукина и Анна Невзорова из Московской государственной академии хореографии.

– Этот конкурс создан для поддержки хореографических школ, молодых талантов, – рассказывает директор Красноярского хореографического колледжа, заслуженный артист РФ, народный артист Республики Башкортостан Аркадий Зинов. – Чтобы перспективные учащиеся могли получить приглашения в хорошие театры, в частности в сам Михайловский, где многие ярко показавшиеся себя участники конкурса уже работают. Не исключение и наши воспитанники, которые, однако, являясь патриотами, отдают долг своему театру.

Красноярцы-победители танцевали фрагменты из балета Л. Минкуса "Дон Кихот". Аркадий Зинов как опытный педагог и талантливый артист к выбору репертуара своими студентами подходит очень тщательно, справедливо считая, что нужно танцевать так, чтобы для современного искушённого зрителя это стало открытием творческих высот русского, классического балета.

– Выходя на сцену, о конкурентах не думаешь, – призналась нам Елена Хватова. – Настраиваешься на то, чтобы хорошо выступить самой...

– И только потом смотришь, как выступают другие, – продолжает Аркадий Зинов. – И сравниваешь: а как я станцевал? Когда посмотрел на нашу команду из зрительного зала, сразу понял: что-то возьмём. Было видно, например, что Юра (Кудрявцев) станцевал с огромным запасом прочности, однако всё-таки сидишь и не знаешь, хватит ли совести у членов жюри сказать: "Да, он не из столицы, но станцевал так, что достоин награды". Секундомер, как в спорте, всё покажет – и никуда от этого не денешься. А коллеги, сидевшие вместе со мной в ложе для педагогов, после того как Юра выступил, начали меня поздравлять, будто вопрос с победой уже решён.

Сам Юрий Кудрявцев в восторге от атмосферы конкурса, от возможности не просто встретиться, пообщаться со звёздами балета, такими как Леонид Сарафанов, Иван Васильев, Денис Матвиенко, но и выступить с ними на одной сцене в гала-концерте, а также приобрести новых друзей.

Несмотря на, казалось бы, небольшую, пятилетнюю историю, питерский конкурс весьма котируется в хореографическом мире, так как является одним из немногих, проходящих именно среди учащихся. Все остальные проводятся для профессионалов. Некоторые смотры подразумевают возрастное разделение: например, в пермском "Арабеске", который возглавляет народный артист СССР Владимир Васильев, есть возрастная категория до 25 лет, однако здесь в одной номинации и опытные артисты, и начинающие, что, согласитесь, отнюдь не способствует равной борьбе и не даёт молодым никаких шансов.

Сам Владимир Васильев, впрочем, с этим не согласен, считая, что молодая звезда в состоянии одолеть и двадцатипятилетнего профессионала. Сугубо школьных смотров, к сожалению, почти нет, хотя раньше был конкурс в Новосибирске, был Вагановский, но они по разным причинам закрылись. Есть, конечно, недавно организованный Светланой Медведевой и проходивший под её патронажем в Большом театре смотр, но там условия чрезвычайно жёсткие – только третий курс или год выпуска.

Вот почему именно конкурс Михайловского театра как достижение отметил президент России Владимир Путин.

Аркадий Зинов считает положительным моментом понимание со стороны руководства страны того, что развитие российского балета есть одно из стратегических направлений всей нашей культуры. Однако во всякой бочке мёда есть своя ложечка дёгтя. Не воруют ли понравившихся воспитанников красноярской школы конкуренты из других учебных заведений? По словам Аркадия Зинова, за последние пять лет красноярцы поучаствовали в трёх с половиной десятках конкурсов и не досчитались лишь одного парня, который перевёлся в Московскую академию хореографии. Мальчишка этот, кстати сказать, с первого класса учёбы в Красноярске мечтал о переходе в Москву или Петербург. Теперь он в столице прославляет красноярскую балетную школу, получил возможность станцевать в спектакле, чем вызвал возмущение "аборигенов", подобной возможности лишённых.

Впереди у подопечных Аркадия Зинова новые конкурсы, на которые он тщательно подбирает команду. Юрий Кудрявцев вместе со своей партнёршей получил личное приглашение Владимира Васильева на ближайший конкурс "Арабеск". В середине июля запланировано совместное с театром оперы и балета участие в конкурсе в Варне. В апреле будет конкурс в Казахстане, в мае – в Волгограде... Словом, по смотрам всё расписано вплоть до марта 2015 года.

Говоря о своих мечтах, наш новый балетный герой Юрий Кудрявцев, которому учиться осталось совсем немного, сказал, что мечтает работать в красноярском театре, много танцевать, чтобы получить стартовую площадку для дальнейшего развития. Елена Хватова с ним полностью согласна.

По мнению Аркадия Зинова, Красноярский театр оперы и балета для молодых артистов является замечательной площадкой для прыжка в большое искусство. За примерами далеко ходить не надо: Дмитрий Соболевский успешно танцует в Московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Анна Оль, проработавшая в Красноярске более восьми лет, станцевала в столице премьеру "Майерлинга".

Кроме того, и непосредственно в Красноярске есть возможность для дерзкого творчества молодых. Аркадий Зинов убеждён, что благодаря художественному руководителю театра Сергею Боброву у талантливых начинающих солистов есть возможность станцевать классический балетный репертуар в максимальном объёме. Такого больше нет нигде.

И приводит пример, когда его собственные наивные мечты о партии Ромео натолкнулись на твёрдое убеждение и конкретное предложение постановщика исполнить на красноярской сцене характерную партию Меркуцио. Эта работа, по существу, открыла зрителям талант танцовщика Зинова. И многие другие красноярские выпускники становятся известны в балетном мире именно по таким авторски воплощённым, оригинальным партиям.

– Я всегда хотел станцевать Ромео, – улыбаясь, признаётся Юрий Кудрявцев. – Но когда увидел Аркадия Владимировича в роли Меркуцио, направление мыслей изменилось... Нужно не бояться экспериментировать, не бояться делать что-то своё, неожиданное.

И тогда в ближайшее время на сцене Красноярского театра оперы и балета засверкают новые молодые звёздочки.

На фото: Победители "Гран-при Михайловского театра" – Юрий Кудрявцев и Елена Хватова.

Сергей ПАВЛЕНКО
"Красноярский рабочий", 21.01.2014 г.