Цветовая схема:
Театр в России исторически развивался при поддержке государства. В разные времена форма этой поддержки менялась. Но значимость государственной помощи остается очевидной — без бюджетного финансирования русский репертуарный театр просто не выживет. Как бы ни пытались утверждать обратное некоторые чересчур бережливые финансисты. Во сколько же сегодня обходится государству содержание театров и насколько они в состоянии сами зарабатывать на свои нужды? Рассмотрим на примере театров Красноярского края.
Львиная доля затрат
На деятельности наших театров финансовый кризис пока не отразился. Но директора не скрывают своей тревоги: вряд ли спонсоры в нынешних условиях смогут активно поддерживать искусство. Тем ощутимее сейчас для него поддержка со стороны государства.
Как и прежде, львиная доля всех затрат в театрах уходит на заработную плату, налоги и содержание зданий. Последнее включает в себя как оплату жилищно-коммунальных услуг, так и какой-то текущий ремонт. Реконструкцию (которая, если кризис не спутает первоначальные планы, через год-два начнется в театре оперы и балета и краевой драме) в расчет не берем — это отдельная и весьма значительная статья расходов.
Что же касается текущих трат, то и на них требуются немалые суммы. Скажем, на содержание краевого театра кукол в прошлом году ушло 15 млн рублей. На театр им. Пушкина — около 67 млн рублей (из них 44 млн выделило государство). Музыкальные театры с их огромными труппами (куда входят солисты-вокалисты, балет, хор и оркестр, не считая различных театральных служб) обходятся еще дороже. Скажем, Красноярскому музыкальному театру в прошлом году бюджет выделил порядка 84 млн рублей. Театру оперы и балета — 198 млн (это около 87—88 процентов оплаты всех театральных расходов).
Дорогое удовольствие
Отдельно обозначим затраты на основную деятельность театров — выпуск новых спектаклей. Удовольствие по нынешним временам весьма дорогостоящее, особенно для крупных театров. В кукольном минимальная стоимость постановки — 250—300 тысяч рублей (а по-хорошему это 400—600 тысяч). Выпуск драматического спектакля обойдется дороже: на малой сцене — в 600—700 тысяч, на большой — от 1,5 до 2 млн рублей.
В музыкальных театрах постановочные затраты еще выше — в среднем от 1,5 до 3,5 млн рублей. Правда, иногда удается сэкономить. Скажем, спектакль «Восемь любящих женщин» обошелся Красноярскому музыкальному театру в 630 тысяч, а «Лоскутное одеяло» — всего в 383 тысячи рублей. Художественный руководитель театра оперы и балета Сергей Бобров на свой авторский проект «Царская ложа» (с фрагментами опер «Хованщина» и «Борис Годунов») умудрился потратить лишь 100 тысяч рублей. Но такие примеры — исключение и на общую практику выпуска спектаклей не распространяются.
Почему? Дело в том, что основная часть постановочных затрат — не костюмы и не декорации. И даже не различное техническое оборудование, необходимое в современных постановках. Нет, больше всего средств уходит на оплату труда постановочной группы — приглашенных режиссеров, художников, балетмейстеров. А это не только их гонорар, но и расходы на дорогу и гостиницу. Иногда постановщикам приходится приезжать по нескольку раз.
Стоимость их услуг тоже разнится. Скажем, если в кукольном театре гонорар приглашенного режиссера — 30—70 тысяч рублей, то в драме он от 4 до 8 тысяч долларов. В оперном театре минимальный гонорар режиссеров — 100 тысяч рублей.
Кто-то может удивиться и даже возмутиться столь, казалось бы, высоким запросам. Но нельзя забывать, что речь идет о настоящих профессионалах. А их услуги — в любой сфере, не только в искусстве — всегда стоят денег.
- Так сложился рынок, — пояснил директор театра им. Пушкина Петр Аникин. — Конечно, теоретически можно поискать постановщиков за меньший гонорар. Но если мы хотим видеть в наших театрах высокохудожественные постановки, которые не стыдно показать самой взыскательной публике, это можно доверить только специалистам. К сожалению, хороших режиссеров в Красноярском крае сегодня единицы. Мы просто вынуждены приглашать их со стороны.
Благодатный соцзаказ
Понятно, что при таком положении вещей наши театры вряд ли смогли бы активно обновлять свой репертуар. Учитывая, что до недавнего времени краевая власть выделяла на постановки всего до 500—600 тысяч рублей в год.
Но, к счастью, ситуация значительно улучшилась — о чем с благодарностью говорят все руководители театров. В крае уже третий год действует социально-творческий заказ, благодаря которому каждый театр ежегодно может получать из бюджета средства на два-три спектакля. Результат не замедлил себя ждать — с помощью этих вложений появились такие успешные постановки, как лауреаты нескольких фестивалей «Чайка» в краевой драме и «Черный тополь» в Минусинском драмтеатре, балет «Спартак» в театре оперы и балета и многие другие. В нынешнем году по соцзаказу театр им. Пушкина выпускает спектакли «Филумена Мортурано» и «Темные аллеи», музыкальный театр — «Веселую вдову» и «Зойкину квартиру», театр оперы и балета — оперу «Евгений Онегин» и балет «Анюта». Своими силами такие расходы наши театры бы не потянули.
На спонсора надеются…
А как же частная благотворительность? Или перевелись меценаты на Руси? Нет, не перевелись. И для наших театров спонсорская поддержка всегда была весьма ощутима.
Например, в краевой драме два спектакля в год выпускаются за счет предприятий края. Это целенаправленная политика театра — привлекать спонсоров к участию в конкретных постановках. Кукольный театр, как рассказала его директор Галина Приходова, в октябре отпраздновал за счет благотворителей свое 70-летие. Оперный в прошлом году получил от спонсоров 4 млн рублей, музыкальный театр — 2 млн. Его директор Наталья Русанова тоже предпочитает обращаться за помощью на какие-то целевые проекты — например, на ремонт.
Но проблема в том, что спонсоров у нас не так уж много, все театры обращаются к одним и тем же благотворителям. А ведь в крае есть еще и спорт, и какие-то социальные программы — карман не безразмерный. Насколько он уменьшится в условиях кризиса, и загадывать страшно. Наталья Русанова призналась, что уже ощутила это в процессе подготовки к 50-летию театра: не все спонсоры смогли оказать обещанную ранее поддержку…
…но и сами не плошают
Конечно же, наши театры не бездействуют и часть своих расходов окупают самостоятельно. В среднем она у всех 15—20 процентов. Больше всех зарабатывает театр им. Пушкина — 30—35 процентов самоокупаемости. Благодаря нескольким факторам. В театре есть и высокохудожественные постановки, и просто развлекательные, пятьдесят на пятьдесят. Сильная труппа, которую знают и любят в городе, грамотный цех администраторов, три сцены. Сказывается и отсутствие конкурентов. Да и сама демократичность жанра привлекает в драму большее количество зрителей.
В театре кукол тоже стопроцентная заполняемость зала. Но понятно, что возможности заработка здесь иные. Кукольные спектакли нельзя показывать на крупных площадках, им необходима камерность. А значит, и сборы у театра небольшие.
Опера и балет — вообще жанры элитарные, для просвещенной публики. И хорошо уже то, что наш театр собирает стабильные аншлаги хотя бы на премьерах. На некоторые из них стоимость билетов порой доходит до 500—1000 рублей (как на премьеру балета «Спартак»). И такой интерес со стороны зрителей обнадеживает.
Но в провинциальных театрах цены на билеты априори не могут быть высокими (за исключением премьер и бенефисов). Не каждому зрителю по карману билет в 500 и даже в 300 рублей (особенно если на спектакль приходят семьей). Поэтому в театрах края цены на них варьируются. В кукольном — от 60 до 120 рублей. В музыкальном театре — от 30 до 250. В театре им. Пушкина — от 30 до 500. В оперном — от 50 до 500 и выше. А часть недорогих билетов все театры также выделяют ветеранам и другим малообеспеченным зрителям.
Неотделимы от госбюджета
Понятно, что в таких реалиях доходы от продажи билетов не запредельные. Например, в краевой драме с любой большой премьеры при аншлаге собирают 132 тысячи рублей. В музыкальном театре цены на каждый спектакль отличаются, и при аншлагах здесь сборы в среднем 100—130 тысяч.
Что из всего этого следует? Даже при стопроцентной наполняемости залов театры не в состоянии содержать себя самостоятельно. Даже наполовину. И говорить о переходе на самоокупаемость, опять же при отсутствии в стране закона о меценатах, неразумно и преждевременно. Благо наше нынешнее краевое руководство это понимает. Как убежден министр культуры края Геннадий Рукша, в России модель отделения культурного процесса от государства обречена на провал. Поэтому в краевой бюджет закладываются значительные ресурсы, чтобы поддерживать профессиональное искусство.
Елена КОНОВАЛОВА
«Вечерний Красноярск», 09.02.2009 г.