Цветовая схема:
Надо ли кому-нибудь объяснять, что произошло в красноярском оперном в минувшую среду, что такое Мариинский театр и кто такой Валерий Гергиев?
Даже если кто-то из тех, кому удалось прорваться через оцепление желающих приобрести "лишний билетик", этого не знал (во что, конечно, верится с трудом), в тот вечер все и всяческие "пробелы" были восполнены безоговорочно. Нельзя сказать, чтобы прошедший концерт звезд Мариинки (в основном совсем молодых) дал полное представление о прославленном театре: на это не то что вечера - нескольких лет не хватит. Но - на три часа мы получили возможность видеть и слышать то, что до сих пор было доступно лишь европейским столицам.
Накануне, во вторник, питерские зрители увидели премьеру "Мадам Баттерфляй" - спектакля, потребовавшего от труппы, по признанию маэстро Гергиева, огромного труда. Утром в четверг артистов ждал длинный перелет: впереди - гастроли в Америке. Между двумя этими событиями был день в Красноярске...
Почему именно наш город, почему благотворительный концерт? Гергиев отшучивается: его столько раз об этом спрашивали, что уже устал отвечать. Красноярск - потому, что для питерцев это город не чужой: наш оперный создан не без помощи мариинцев. Может быть, и нынешнему поколению сибирских артистов придется выступить на питерской сцене - такие планы есть. А что касается благотворительности, то это нормально для преуспевающего, активно работающего театра. Ведь трудные для российской культуры 90-е годы Мариинке удалось пережить без потерь не только потому, что на великолепных спектаклях с участием звезд мировой величины публика будет всегда. Никакого секрета нет в том, что столичные театры и финансируются несколько иначе, чем провинциальные. На недавней встрече с президентом, говорит Гергиев, когда речь зашла о реконструкции Большого и Мариинского театров, фигурировали такие суммы, что даже неловко становилось: провинциальным театрам, библиотекам, оркестрам такое и не снилось. Так что благотворительность - и поэтому тоже. В конце концов, великий Хворостовский, с которым Гергиеву приходилось работать десятки раз, родом тоже не из столицы...
...Артисты не делали скидки на вчерашнюю премьеру, разницу во времени и на то, что поют не в "Ла Скала". На то, что публика внезапно начинала аплодировать, не разобравшись, что ария, в общем-то, еще не закончилась. И на сотовые телефоны, "помогавшие" оркестру. И на жизнерадостное прихлопывание в такт, пока балерина крутит фуэте (не хватало только ритмичного скандирования: "Мо-ло-дец!")...
Была полная отдача, великолепные голоса, блестящая хореография и отточенная техника. И маэстро, потихоньку, незаметно для зрителей аплодирующий солистам...
Видит бог, негоже обсуждать, а тем более публично осуждать работу коллег. И все же - люди, берущиеся "освещать историческое для нашего края событие", должны иметь представление о том, где проходит граница допустимого. Допустимой некомпетентности. Допустимой бестактности.
...Журналистка, только что вышедшая из набитого битком зала, где люди сидели на ступеньках, стояли в проходах, рвались к сцене с цветами, орали "браво" и под конец утроили овацию, колко вопрошает: "Маэстро, почему в зале было так много чиновников и так мало ценителей музыки?" (Нет, все понятно: жалко, если домашняя заготовка пропадет). Озадаченный маэстро отвечает, что, вообще-то, в зале не сидел, но, судя по реакции публики, все было наоборот. Стоящий рядом и не менее озадаченный губернатор интересуется, почему это чиновник не может быть ценителем музыки. И то... (К слову, представителей краевой администрации в зале вряд ли было больше десяти).
Другая девушка, восхищенная тем, что в первом отделении солисты пели по-немецки, по-французски и по-итальянски, пробивается сквозь толпу, чтобы спросить, все ли оперы в Мариинке поют на языке оригинала. Гергиев снова озадачен: вообще-то, говорит он, это общепринятая практика; вон и в вашем оперном театре произведения исполняют на том языке, на котором они были написаны...
После этого вопросы о том, что маэстро хочет пожелать красноярским ребятишкам и как губернатор оценивает последнее заявление Чубайса (это, так сказать, "пользуясь случаем"), уже не особенно удивляют...
Ну да бог с ним. На следующий день артисты уедут заново удивлять и без того уже покоренный ими мир. А с нами останется подаренный ими вечер. И - автограф, оставленный маэстро специально для читателей нашей газеты.
Газета "Ориентир", 28.03.2005 г.