Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Портреты

01.12.2010

Маэстро жеста

Его инструмент – не скрипка или флейта, а целый оркестр. Группа живых людей, виртуозных музыкантов, ловящих каждый его жест, каждый взмах, наклон головы или взгляд. Его мастерство – превратить игру по нотам  в настоящую музыку, захватывающую и живую. Он – душа оркестра.

Александр КосинскийАлександр Хрисанфович Косинский, дирижер Красноярского государственного театра оперы и балета, в профессии уже 34 года, из них 32 – в Красноярске. За столько лет работы он ни коим образом не устал заниматься музыкой: «Я живу с ощущением, что все еще впереди, что мне еще предстоит сделать что-то замечательное и может быть главное».

Нюансы производства

График работы у дирижера скорее ненормированный – сложно описать стандартный рабочий день. Повторений здесь просто нет – каждый день отличается от предыдущего. Бывают времена, сильно загруженные репетициями, мизансценами, спектаклями и концертами, а случаются моменты, когда руководитель оркестра даже начинает скучать по работе. Выходные не как у всех – в субботу и воскресенье, а, что называется, как получится. Если работа того требует, необходимо задержаться и провести дополнительную репетицию в выходной, и не важно, прописано ли это в контракте. Он привык доводить все до совершенства, потому что экономить на качестве музыки неприемлемо.

По словам Александра, в Красноярском театре оперы и балета к подготовке спектаклей относятся крайне ответственно, тщательно готовят весь состав к выступлению. «Когда спектакль уже поставлен, репетиции могут проходить достаточно редко, к примеру раз в месяц, бывает, что и обходимся вовсе без них. Все солисты свои партии знают уже от и до, а у меня в оркестре может кто­то смениться, тогда приходится действовать оперативно».

Александр КосинскийВечно молодой

Самый большой грех в театре – это равнодушие и успокоенность. Даже после тридцати четырех лет работы Александр все еще волнуется перед выходом и очень переживает, если вдруг кто­то из оркестра или солистов допустит ошибку. Но волнение идет руководителю только на пользу. Когда нервы натянуты, как струна, то и восприятие музыки становится более тонким. У дирижеров даже бытует примета, что высыпаться перед выступлением вредно. «Становишься более толстокожим, когда выспишься... А умеренный и здоровый стресс продлевает жизнь. Когда постоянно боишься неудачи, стремишься сделать что­то лучше, чувствуешь себя моложе, и жить становится интересней. Эта работа настолько захватывает, она так наполняет жизнь, что без нее уже и жить сложно, так что многие дирижеры не хотят уходить на пенсию, работают, будучи уже сильно в годах», – с улыбкой рассказывал нам Александр Хрисанфович о дирижерах­долгожителях. Александр занимается музыкой всю жизнь, обучение начал в семь лет.

Вся сила в жесте

Дирижер – это наиболее комплексная профессия в театре: он не только подготавливает спектакль, работает с солистами, с оркестром, с артистами балета и хором, но и сам выступает. Его артистичные жесты, наполненные экспрессией, увидит редкий зритель: музыканты скрыты в оркестровой яме. Зато когда Александр Косинский руководит симфоническим оркестром – тут он предстает во всей красе. Но, несмотря на красоту жеста, оценить работу дирижера можно лишь по звуку, ведь, как нам признался сам Александр, то, как ведет себя дирижер, и то, какой в итоге получается музыка, – это две абсолютно разные вещи. «Необязательно выпрыгивать из фрака, чтобы сделать музыку. Некоторые ведут себя очень артистично и энергично, но лишь чтобы понравиться публике. Правильная игра оркестра зависит от мастерства дирижера, а не от размаха его рук, он может руководить непафосно, даже незаметно, но с большим эффектом».

Вера ОДНОЛЬКО
Журнал "Premium" №12, декабрь 2010 г.