Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Портреты

26.11.2002

Не надо звания, я еду в Красноярск!

30 ноября театр оперы и балета проводит творческий вечер ВЛАДИМИРА ЕФИМОВА. Он стал первым в театре заслуженным артистом, а потом и первым народным. Ирина Архипова назвала его тогда в числе пяти лучших певцов России.

Владимир ЕфимовТеперь, говорит Владимир Ефимов, уже забылись даты, когда получил эти звания. Приятно, да, но не повод для бесконечной гордости. Артист оказался очень простым в общении человеком, подтянутым, моложавым... А говорить мы почему-то начали с собак...

- У нас была восточносибирская лайка. Умер пес от старости. А был, как все лайки, умный и хитрый. Жена (Алла Северина тоже была солисткой оперного. – Прим. авт) за лакомство научила его точно повторять ритм. Она ему: скажи "Аф-аф-аф. Аф. Аф". И он точно столько раз в том же ритме лает. Даже сюжет на телевидении был об этом.

Чувство ритма и слух пес развил, надо думать, когда подпевал хозяину при распевках.

В Красноярск супруги приехали из Свердловска. Вообще удивительная история, в наше время почти невероятная. У артиста к тому времени было двадцать две ведущие партии, аншлаги на сольных концертах. А в Красноярске пока еще строился театр, будущих солистов труппы собирали по всей стране. Ефимова ждали, звали, и он обещал, что приедет к открытию. Как только пришла телеграмма: открытие состоится 23 декабря 1978 года, – Ефимов с женой подали заявление в Свердловском театре об уходе. Директор сделал большие глаза: у вас же документы на звание оформлены! Персональная зарплата! Что вам еще надо? Да ничего – просто Владимиру Ефимову хотелось поменять обстановку. Было интересно поработать в новом театре. В то же самое время от Ефимова ждали согласия работать в Росконцерте. Предоставлялась квартира с пропиской в Москве. Для любого артиста это фантастическая удача. Но Ефимов вовсе не считал, что в столице будет лучше. Достаточно ездить туда и выступать с гастролями.

Меж тем директор Свердловского оперного заявление об уходе Ефимову подписать отказался. С чего бы это лишать публику певца, которого они любят? Дело дошло до вызова к третьему секретарю обкома партии. Поговорили душевно, доверительно, и секретарь отпустил, с условием, что Ефимов еще полгода не будет официально увольняться из театра, что, если ему не приглянется в Красноярске, он вернется. В общем, Ефимов и Северина смогли уехать только 4 января. 9-го он уже пел спектакль на сцене Красноярского театра оперы и балета.

А ведь Свердловск для Владимира Викторовича более родной город. Ефимов – уралец. Родился в Златоусте. В детстве, разумеется, собирался стать летчиком. В Челябинское летное училище не взяли по зрению. Закончил железнодорожное – электромонтажник по профессии. До сих пор домой электриков не вызывает, сам смело лезет в проводку. Был, правда, случай, еще до армии, чуть током на подстанции не убило.

В армии пригодились другие таланты: любовь к пению и рисованию. Сызмальства соперничали у Ефимова два хобби. Но попал в армейский ансамбль, где выучился музыкальной грамоте. (Рисует Ефимов до сих пор. Для себя.) После армии с первой попытки поступил в Свердловскую консерваторию. С первого курса Владимир стал петь с симфоническим оркестром, тогда в Свердловске дирижировал Марк Израилевич Паверманн. Он говорил, что за последние 20 лет не слышал такого красивого голоса. И в оперу Ефимов попал благодаря выступлению в симфоническом. После одного из концертов к нему подошли директор и дирижер оперного театра. И, заканчивая 4 курс консерватории, Ефимов дебютировал в парии Фигаро в опере "Севильский цирюльник" на сцене Свердловского театра оперы и балета.

Потом был звездный Киазо в "Даиси" Палиашвили. Роль была признана лучшей на всесоюзном фестивале оперных спектаклей. А кроме того, это одна из любимых ролей Ефимова за сложность и драматическое развитие образа.

Не менее интересны певцу Яго, Скарпиа, Гамлет из одноименной оперы Слонимского и Чацкий из оперы Банщикова. Да и просто красивые партии князя Елецкого из "Пиковой дамы".

Когда Ефимов переезжал в Красноярск, руководствовался мыслью о том, что творческий человек время от времени должен менять среду. Он привыкает, и к нему привыкают. Но тем не менее в Красноярске осел. И может быть, зря, улыбается Ефимов. Логика у людей такая: был бы хороший, тогда бы уехал. Он с успехом пел в Берлинской опере, в Коста-Рике, в Гвадалахаре. И всегда возвращался. В Ефимове как заноза сидит гордость за отечество. Когда ему предлагали остаться за границей: в Швеции, Швейцарии или на Цейлоне – он думал, как ему там, оторванному от корней?

В первые годы театр переживал естественный подъем. Молодая, жадная до работы труппа. Если посмотреть рецензии тех времен, то в них похвала о столичном уровне спектаклей. В репертуаре были "Аида", "Тоска", "Пиковая дама", "Князь Игорь". Наш оперный гастролировал в Москве на сцене Дворца Съездов. Артисты шли на спектакль, а у них еще на Манежной площади начинали спрашивать лишние билетики. Были гордящиеся театром и пестующие его власти. Совершенно спокойно приходил на спектакли секретарь крайкома партии. Без всякой помпы, просто послушать.

Тут я спросила, не состоял ли Владимир Викторович в Коммунистической партии. И он, не смущаясь, ответил, что состоял и что не сжег партийный билет. Он до сих пор хранится. Вместе с удостоверением члена горкома партии. Хотя когда-то лично принял решение не перечислять взносы коммунистов театра, это когда узнал о злоупотреблениях партийной кассой. А с другой стороны, вдруг заключает Ефимов, поговорив о том, как "развалили страну", – в какое интересное время мы живем!

Интересно любое время для человека, жизнь которого полнокровна. У Владимира Ефимова кроме любимой работы множество увлечений: он любит создавать красоту руками. На творческом вечере в фойе театра зрители смогут посмотреть выставку картин певца. У Ефимова дружная семья, двое сыновей, семилетний внук. Петь Саша не поет, но по пению пятерку имеет. Может быть, за заслуги деда. И деду это приятно не менее, чем быть народным артистом.

Ирина БАХТИНА
"Очевидец" №47, 26 ноября 2002 г.