Цветовая схема:
12 апреля в театре оперы и балета состоялся бенефис солистки Веры Барановой – она поет на этой сцене 10 лет.
6 июня 1993 года она была Сюзанной в дипломном спектакле "Свадьба Фигаро" в Красноярском институте искусств. В тот самый день ее и пригласили работать в театр. Не дожидаясь конца спектакля. Через четыре дня она уже пела Золушку в выездных спектаклях. С тех пор Анатолий Чепурной, главный дирижер театра, всегда обращается к Вере, если нужно экстренно спасать ситуацию. И она никогда не отказывается петь. "Зацикленность на профессии страшнее, чем у наркомана, ведь вокалист – это диагноз", – смеется солистка.
Она родилась и всю жизнь прожила в Красноярске, а гастролировала по всему миру. Швейцарский композитор и дирижер Рене Фальке впервые услышал выступление Веры во Франции, а отдал певице цикл из трех вокальных номеров, когда она гастролировала в Швейцарии.
Когда Вера поет, зрители плачут, а она видит весь зал до последнего ряда и недоумевает, что же так ранит людей в ее пении. Лучше всего описал это состояние швейцарец Франсуа. Он сказал Вере: "Мы слышим твой голос не ушами, а как будто на нас с неба спускается купол твоего голоса, и возникает чувство детской беспомощности и божественной защищенности". Франсуа – садовник с открытой душой. Они стали дружны семьями. Сын Веры Евгений выучил французский, а Франсуа выучил русский язык, приезжая на концерты Веры Барановой в Россию. Не в Красноярск – к нам ехать все же далеко. Но гастроли Веры в Петербурге старается не пропускать. А там она пела много и на многих площадках и уже была приглашена работать в малый театр оперы и балета им. М. Мусоргского. В позапрошлом году.
Узнав о намерении Барановой переехать в Петербург, губернатор Лебедь за сутки купил ей квартиру. Солистка была польщена повышенным вниманием: ни с кем в Красноярске прежде такого не происходило. И осталась.
Теперь из Петербургского малого театра оперы и балета с бенефисом приехал поздравить Веру Заслуженный артист России Николай Копылов. В Петербурге они пели вместе серию концертов и две оперы: "Травиату" и "Риголетто". Накануне спектакля Копылов сильно простыл. Но все же вышел на сцену и спел партию Риголетто, хотя прекрасно знал, что рискует надолго посадить голос. Но он не хотел подвести партнершу, выступающую на незнакомой сцене. На репетициях скрупулезно были пройдены все мизансцены, продуманы все тонкости, и если бы пришел другой певец, Вера могла бы выступить хуже, путаясь в чужих мизансценах. А ему хотелось, чтобы Питер увидел Веру во всей красе. Так же как теперь Вере хочется порадовать Красноярск баритоном Николая Копылова.
А с Народным артистом Грузии Теймуразом Гугушвили мечтала петь давно. Вера Баранова говорит, что это настоящий итальянский тенор – не ниже рангом Доминго или Паваротти. Кроме номеров на бенефисном концерте город услышит гостей в "Тоске" вместе с краснояркой Ларисой Марзоевой, которой совсем недавно присвоено звание Народной артистки России.
Перед бенефисом Вера едва успевала с хлопотами, и от примерки к примерке костюмерши ушивали ей концертное платье. Но ей хватило времени и любви рассказать о близких. Просто отодвинула программки, отключила телефон и с огромной нежностью рассказала о любимой работе и любимых людях. И добавила: когда хочешь, все успеваешь.
Вера в обоих училищах была капитаном волейбольной команды, а в институте параллельно ходила в хореографические кружки и всегда пела. В первом училище – медицинском – училась для мамы. И даже отработала год медсестрой, но не удержалась и поступила в училище искусств учиться вокалу. А потом мама плакала на "Золушке", потому что Верочку там обижала мачеха. А Вера ей говорила, что в других спектаклях героиням и того больше достается.
Сын Евгений и муж Сергей вынуждены подстраиваться под театрально-концертный ритм Веры. Они не музыканты. Хотя Евгений окончил музыкальную школу, а Сергей до сих пор иногда играет в некогда популярной эстрадной группе "Гамма". В 70-х годах на выступлениях "Гаммы" молодежь, танцуя, ломала эстрады в парке Горького. А Вера пела с ними.
Она пела, кажется, с рождения. Невестка (жена старшего брата) говорила: боже, как только Вера просыпается, сразу начинаются песни! Только открываются глаза – и, ни на секунду не отставая, открывается для пения рот. А теперь родственники специально в театр идут послушать Веру; на бенефисе сидели в два ряда: родители, два старших брата с женами, у каждого по трое детей, и те со своими подругами и друзьями.
И раз уж мы говорили о любимых, то надо сказать и о кошках-талисманах. На премьере "Богемы" Вере подарили персидскую кошечку. Красавицу назвали в честь роли – Мюзеттой. Так же как первая кошка-талисман была названа в честь дипломной роли – Сюзанной. Вера обожает кошек: они сами по себе. Как актрисы, которые надолго остаются с собой наедине, когда работают над ролью.
Ирина БАХТИНА
"Очевидец" №15, 15 апреля 2003 г.