Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Портреты

29.09.2004

Парадоксальный русский

Имя врача-фониатра Красноярского оперного театра Семёна Чернобельского попало в престижный международный сборник "Who is who". Издание, которое выпускают в США, ведёт хронику достижений человечества.

Семён ЧернобельскийФониатр, специалист по голосу – профессия редкая. В нашей стране такие врачи, как правило, работают только в городах, где есть оперные театры. Считается, что не поющему, обычному человеку фониатр просто не нужен. Хотя людей хрипящих, говорящих надсадно, с трудом, а то и совсем безголосых – не так мало. При этом у многих из них с речевым аппаратом все в порядке, проблема находится не в гортани – в голове. И ЛОР-врачи помочь им ничем не могут. Такие пациенты, пройдя не один круг по поликлиникам и больницам, в конце концов попадают к Семёну Ильичу Чернобельскому.

Он говорит: чтобы пропал голос, иногда достаточно будничной ссоры жены с мужем. Стрессы, нервотрёпка делают свое дело. Одна из недавних больных произносила слова с таким трудом, что не могла дышать. Другая издавала звуки только на вдохе – и ей тоже не хватало воздуха. В подобных случаях прежде всего требуется психотерапевтическая помощь. Потом человека заново необходимо учить дышать. Потихоньку организм начинает работать нормально, координация функций восстанавливается.

В массовом порядке оперный театр теперь навещают бизнесмены новорусской волны, руководители предприятий и прочие деловые люди. Те, кому приходится много трудиться и нервничать, спать по 4 часа в сутки и почти без остановок говорить. Голос при таких нагрузках садится, разного рода начальники переходят на шёпот, а руководить в столь плачевном состоянии проблематично. Чернобельский им помогает. Обычно после первого же сеанса пациентам становится легче, а дня через три – и совсем хорошо. Они быстро приободряются, переходят на "ты" и возвращаются к привычному стилю общения: "Ну, Ильич, а теперь говори, чего тебе нужно".

Фониатр принимает в крохотном кабинете театра. Обстановка здесь более чем скромная: стол, стул, компьютер, появившийся совсем недавно, пара самых простых приборов, которые требуются для уточнения диагноза. Хотя Семёну Ильичу, по большому счету, необходимы лишь настольная лампа и зеркало для обследования гортани. Диагноз он, как правило, ставит сразу, на слух – стоит человеку войти и произнести первое слово. Все приличные фониатры – и в России, и за рубежом – имеют хороший музыкальный слух, поют и играют. Иначе нельзя. Их собственные музыкальные возможности используются в медицинской практике как своего рода рабочий инструмент. Чернобельскому этого вполне хватает.

Собственно, из-за музыкальности он и стал фониатром, хотя тогда, в 1978 году, даже представления не имел, что это такое. Окончил Красноярский мединститут с отличием, затем интернатуру и ординатуру. Получил специальность лор-врача и начал трудиться над кандидатской диссертацией. Занимался болезнями северян, мотался по командировкам, собирался приступить к работе в институте медицинских проблем Севера. Пока не раздался звонок, после которого его жизнь пошла совсем в другую сторону.

Главный ЛОР-врач города Стефания Каратаева тогда сказала: "Семён, у нас открывается оперный театр, нужен врач-фониатр. Кроме тебя работать там никто не сможет, потому что они требуют, чтобы врач был музыкантом". Чернобельский в то время в Красноярске был известен именно как музыкант. Играл и пел в студенческом ВИА "Синхрон" – ансамбль до сих пор многие помнят. Участвовал в популярном телевизионном конкурсе "Алло, мы ищем таланты", сам Микаэл Таривердиев учил его импровизации.

Семён Чернобельский решил попробовать – и сразу понял, что в своей новой работе не понимает ничего. Но ему было всего 26 лет, и он готов был учиться. Поехал на специализацию сначала в Москву, потом – в Ленинград. В НИИ ЛОР-заболеваний сидел на приёмах Ральфа Райкина (кстати, родного брата Аркадия Райкина) и наблюдал, запоминал, впитывал. Позже приезжал сюда ещё и ещё раз.

– Я понял, – говорит Семён Ильич, – что фониатр должен быть человеком разносторонним. Потому что специальность смежная. Раньше я был хирургом, значит, чуть что – надо резать. А тут работа совсем другая. Необходимо быть одновременно и ЛОР-врачом, и музыкантом, и психологом, и логопедом. Главное – индивидуальный подход, в день больше 2-3 человек я не принимаю. Очень долго с ними разговариваю, задаю много вопросов. Важно расположить к себе человека, раскрепостить его, успокоить – тогда дело пойдет. И никакие таблетки и уколы не понадобятся. Есть элементы гипноза, есть речевые упражнения – не более того. Травы и мази при таких болезнях не помогают – в свое время я пытался использовать мазь, но отказался. Парилки, ингаляции вообще вредны – отёк гортани увеличивается, становится только хуже. Даже при обычных простудах я категорически не советую брызгать чем-то горло или сосать таблетки пачками – они раздражают слизистую оболочку. В таких случаях лечение очень простое: рюмочка хорошего коньяка, не слишком горячий чай, покой и молчание. Никаких телефонных разговоров! Посидите так дома дней 7-10, и всё пройдет.

Семён Чернобельский занимался проблемами вокалистов театра, дежурил на спектаклях. К нему стали обращаться и гастролёры – певцы академической школы с самыми громкими именами и представители эстрады. Сейчас он хорошо знает почти всех, но говорить на эту тему не любит. Считает, что не имеет никакого права распространяться о личных тайнах артистов. Его имя известно и за пределами страны, причём не абы как – по выступлениям на международных конференциях и симпозиумах, публикациям в крупнейших научных журналах.

Впервые за границу, сначала не очень далёкую – в Прагу, он попал, как только начал подниматься "железный занавес". Делегация из Советского Союза прибыла на международный конгресс фониатров и логопедов. Доклад Чернобельского заметили и пригласили его в Мюнхен. Дальше больше – Италия, Франция, Голландия, Англия, Швеция, Австрия. Пришлось срочно, в 37 лет, усаживаться за изучение английского языка – штудировал его по разговорникам, понемногу стал говорить, потом зубрил грамматику. Иначе ни о каких научных изысканиях на международном уровне не могло быть и речи. Сейчас Семён Ильич свободно говорит и пишет по-английски, отвечает на множество вопросов, которые, как правило, вызывают его выступления.

К примеру, в Стокгольме он представил доклад на тему, как лечить мутацию голоса у глухих людей с помощью прибора – электронного глоттографа. Дело в том, что у глухих мальчиков нет обратной связи с миром, они не слышат собственного голоса. Даже если мутация проходит нормально, повзрослев, люди продолжают говорить слишком высоко, а то и пищат, как комары. На экране глоттографа можно посмотреть, как работают голосовые связки. По-прежнему ничего не слышно, зато хорошо видно, и человек способен ориентироваться. Чернобельский придумал использовать прибор лет 15 назад, опубликовал об этом статью в отечественном журнале, прошедшую, впрочем, незаметно. А в Стокгольме вдруг своим сообщением вызвал бурю оваций. Учёные со всего мира аплодировали ему стоя, а потом сто раз переспрашивали: "Как ты до этого додумался?"

В швейцарском журнале статья Семёна Чернобельского опубликована первой. Её название дословно звучит так: "Влияние месячных на певческую гортань у певиц". Во время грациозных дней, как говорят на Западе, оказывается, голос звучит хуже. У одних вокалисток не так уж плохо, у других – плохо или очень плохо. И это необходимо учитывать, чем фониатр Красноярского оперного и занимается, вплоть до составления графиков. На эту же тему он читает лекции студентам Красноярской академии музыки и театра. И к нему прислушиваются не только в родном городе.

– Чем я интересен за рубежом? – переспрашивает Семён Ильич и пожимает плечами. – Может быть, парадоксальным мышлением. Всё-таки мы долго шли "другим путём", развивались вне мировой науки. По этой причине иногда, но не часто, рождаются оригинальные идеи. А потом – на Западе одни люди двигают науку, работают на прогресс, вторые ставят диагноз, а третьи лечат. Я всё делаю сам, у меня нет никаких помощников. Их это очень удивляет. И всё равно, честно говоря, я так и не понял, почему попал в сборник "Who is who". Когда получил письмо, не поверил, подумал – розыгрыш.

Любовь РАК
"Красноярский рабочий", 29.09.2004 г.