Цветовая схема:
Завтра на сцене Красноярского театра оперы и балета пройдет бенефис заслуженной артистки России Жанеты Тараян. Жаннету Тараян хорошо знают завсегдатаи. Она всегда была занята в подавляющем большинстве спектаклей. В ее репертуаре все ответственные партии меццо-сопрано. Незабываемы созданные ею вокально-сценические образы Амнерис в "Аиде", Любаши в "Царской невесте", Ульрики в "Бале-маскараде"...
Список этот можно продолжать и продолжать. Жанета Георгиевна – непременная участница устраиваемых театром "Вечеров романса", где ее выступления проходят только на бис. Нынешний театральный сезон – юбилейный для нашей замечательной певицы-актрисы. Тридцать лет назад она – тогда еще первокурсница Бакинской консерватории, но уже стажер оперного театра столицы Азербайджана – впервые вышла на сцену в эпизодической, но достаточно заметной роли гувернантки в "Пиковой даме" Чайковского. Далее последовало еще несколько ролей второго плана. А дипломной работой стала одна из сложнейших меццо-сопрановых партий – старая цыганка Азучена в "Трубадуре" Верди (впоследствии Тараян блистала в ней и в Красноярске). 29-летняя выпускница консерватории оказалась достойной партнершей таких корифеев азербайджанской сцены, как ее педагог Пиама Александровна Василевская (заслуженная артистка Азербайджана) и народный артист СССР Лютфияр Иманов – один из лучших советских теноров.
Жанета вполне могла остаться в труппе престижного театра, который дал ей путевку в жизнь. Но она предпочла принять приглашение самого первого директора Красноярского театра оперы и балета, в прошлом солиста Большого театра Юрия Викторовича Дементьева, убедившего талантливую восточную красавицу в преимуществах начала серьезной творческой деятельности в своем новом коллективе.
Яркий звучный голос, темперамент и рано проявившаяся профессиональная зрелость сразу выдвинули Тараян в число ведущих солистов молодой красноярской оперы. В 80-е годы, когда в репертуар театра входила "Пиковая дама", наиболее впечатляющими в спектакле были сцены с участием графини – Жанеты Тараян. И вот по прошествии почти двадцати лет произошла новая встреча певицы с ее любимой ролью. Правда, (к сожалению поклонников Тараян) за пределами Красноярска. Узнав, что Кемеровский музыкальный театр в содружестве с нюрнбергской "Покет-опера" (Германия) собирается поставить "сибирский вариант" "Пиковой дамы", Жанета Георгиевна приняла участие в отборочном прослушивании претендентов на главные роли и... привела в восторг зарубежных руководителей будущей постановки. Режиссер Петер Вирш и дирижер Дэвид Симан впоследствии – в интервью, опубликованном в одной из газет Нюрнберга – сообщили, что "искали единственный, неповторимый голос на роль графини и нашли настоящее сокровище по имени Жанета Тараян".
Авангардистский, решенный в ключе минимализма спектакль вызвал самые разноречивые толки в публике и прессе. Но и кемеровчане, и жители Нюрнберга, где сибирская "Пиковая дама" была показана прошедшей зимой, проявили единодушие в оценке выступления Тараян в роли графини. Вот один из отзывов немецкой прессы: "Все певцы имеют прекрасные голоса. Но особенно завораживает и электризует голос Ж. Тараян. Он обладает огромной выразительностью и богатством оттенков".
Если Красноярский театр оперы и балета сумеет реализовать намерение поставить "Пиковую даму" к своему 25-летию, то и мы увидим и услышим едва ли не идеальную графиню. А пока Жанета Тараян готовится к очередной поездке в Германию и, безусловно, к своему бенефису, завтрашней встрече с поклонниками ее таланта.
Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 22.05.2002 г.