Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Портреты

14.12.2001

Уральский самородок

В начале 2002 года исполняется 30 лет сценической деятельности известного певца, солиста Красноярского театра оперы и балета, народного артиста России Владимира Викторовича Ефимова.

Владимир Ефимов...Видели ли вы когда-нибудь, как камнерезы вскрывают камни? На поверхности даже драгоценный камень может выглядеть буднично. Разрежь его – и внутри откроется потрясающая по своей красоте картина переплетений линий, узоров и цветов... Камень раскрывается перед человеком изнутри. И люди друг перед другом – тоже. Богатство и красота души не всегда выходят для тебя на поверхность при первом знакомстве с человеком. Присмотрись к нему внимательней – обнаружишь сокрытые при первоначальном знакомстве богатства.

Так было у меня и с Владимиром Ефимовым. Сначала знал его как замечательного вокалиста. С 1979 года Владимир Викторович бессменно живет и работает в красноярской опере. Выпускник Уральской консерватории, он приехал к нам из Екатеринбурга, где до этого семь лет пел на сцене оперного театра. Баритон Ефимова уже в ту пору заворожил многих. Да что голос – он и артист очень хороший, что не всегда встретишь в людях, умеющих исполнять сложные партии. Вспоминаю Гамлета в одноименной опере петербургского композитора Сергея Слонимского по великой пьесе Шекспира. Если бы Владимир только пропел партию Гамлета, вряд ли бы созданный им образ надолго врезался в память. Гамлет у Ефимова страдал неразрешимым вопросом "быть или не быть", мучился несоответствием своей духовной высоты с деяниями отвратительных интриганов двора. Гамлет страдал, философствовал, погибал. А исполнитель, создающий образ, на наших глазах вырастал в знаковую фигуру далекого времени. И в то же время его принц Датский был близок и понятен нам как друг, товарищ, родственник... А сколько потаенной страсти, честолюбия, амбиций раскрыл артист в образе Мазепы из одноименной оперы Петра Ильича Чайковского... Как жестоко разбивались искренние душевные порывы Чацкого в опере "Горе от ума" современного композитора Геннадия Банщикова. "Я вас люблю, люблю безмерно"... Разве забудешь арию Елецкого из "Пиковой дамы" Чайковского, если ее эмоционально поет Владимир Ефимов? За три десятка лет он спел множество баритональных партий в классических и современных, русских и зарубежных операх.

– У меня ни разу в жизни не было на сцене маленьких партий. Все до единой – главные или крупные, – говорит Владимир Викторович.

Да, артиста этого невозможно представить на сцене в ситуации "кушать подано" или "к вам гости, сударь". Личность он слишком значительная, незаурядная. Родился Владимир в 1944 году и рос в небольшом уральском городе Златоусте в рабочей семье, в слободе, которые издавна именуются "нахаловками". Паренек он был любознательный. Присматривался к тому, что умеет делать отец, мастер на все руки. Рано познакомился с молотком и рубанком. С детства проявил интерес к рисованию. Краски в то время достать было нелегко. Выменивал их у друзей. Например, сделает модель самолета или планера, отдаст ее товарищу, у которого отец – художник, а товарищ его красками обеспечит. Рисовал Володя все – портреты, пейзажи. Однажды очень точно изобразил маслом Ленина. Картину поставил в угол. Как-то мальчишки катались с ледяной горки на санях. Снега в тот день навалило немало, требовалась расчистка.

– У меня есть чем чистить, подождите! – крикнул ребятам Володя. Побежал домой, схватил портрет Ленина, вернулся к дружкам и давай им шоркать застывший снежный покров. Мама увидела из окна, что делает сын, в ужасе выбежала на улицу, остановила ребят и в большой тревоге отобрала у них портрет. Шел 1957 год. У людей еще свежи были в памяти времена репрессий, когда и за более невинный проступок можно было как "врагу народа" получить "десять лет без права переписки".

Живопись была для Владимира увлечением в минуты отдыха. А вокалом хотелось заниматься постоянно. Он очень рано начал петь. Выступал на школьных концертах. А в раннем юношестве вышел на сцену местного Дворца культуры и при переполненном зале исполнил песню из кобзоновского репертуара "А у нас во дворе есть девчонка одна". До сих пор помнит шквал аплодисментов, которым наградили его слушатели.

В армии попал в саперные войска и полтора года осваивал эту военную специальность. Но и здесь голосистого солдата заметили. Служил Владимир в загранвойсках, дислоцированных в ГДР. Приказом командующего поющий сапер был переведен в центральный ансамбль группы советских войск в Германии. Это был очень профессиональный коллектив, с замечательными хором и оркестром, великолепными дирижерами. В ансамбле служили выпускники консерваторий и даже молодые лауреаты международных конкурсов. Военные артисты исполняли классику. Дирижеры работали с ними по полной профессиональной программе. И нет ничего удивительного в том, что еще через полтора года демобилизованного солдата, обладателя сильного и красивого баритона, сразу же, минуя подготовительный курс, приняли в Уральскую консерваторию, которую он закончил еще одним годом раньше, экстерном сдав все необходимые экзамены. А самым главным экзаменатором с первого курса стала для Владимира екатеринбургская оперная сцена и филармоническая концертная площадка. В студенческие годы он был одним из самых любимых солистов академического симфонического оркестра, которым дирижировал незабвенный Марк Израилевич Паверман.

– За последние двадцать лет не было такого голоса в нашей консерватории, – сказал знаменитый маэстро и пригласил первокурсника петь с его коллективом.

Еще на четвертом курсе Владимир в 1972 году спел на сцене Свердловского театра оперы и балета партию Фигаро в "Севильском цирюльнике". С этого момента он и ведет отсчет своей оперной биографии.

Он быстро стал на Урале очень любимым и популярным артистом. Его даже приглашали участвовать в спектаклях знаменитого Кировского (Мариинского) театра в Ленинграде, где операми дирижировал выдающийся маэстро, народный артист СССР Юрий Темирканов, с которым Владимиру Ефимову посчастливилось встретиться на постановках. Ну а в конце семидесятых, когда в Красноярске открывался новый Театр оперы и балета, его прежние руководители давно обратили внимание на замечательного уральского артиста, приезжали к нему на переговоры, убеждали попробовать себя в новом театре, которому очень нужны молодые, сильные голоса. И Володя дал себя уговорить. Несмотря на протесты обкома партии и театральных руководителей Свердловска, в 1979 году переехал в Красноярск и уже почти двадцать три года живет рядом с нами, радуя слушателей своим великолепным вокалом. Аплодисменты после каждого спектакля с Ефимовым – долгие и бурные. Его красноярцы очень любят. Недавно на словцовском фестивале одной моей знакомой показалось, что кто-то критикует Ефимова. С каким пылом бросилась эта женщина защищать своего кумира, хотя этого и не требовалось. На спектакли с его участием многие любители оперной классики заранее покупают билеты, слушают певца в одной и той же опере по несколько раз. С удовольствием ходят на его концерты с Красноярскими академическим симфоническим и русским народным оркестрами, на вечера камерной музыки. Трудно представить себе наш театр и музыкальную жизнь города без Владимира Викторовича Ефимова. Он много пел в Москве, даже в Большом театре, выступал за рубежом. Но здесь, в Красноярске, у него самый любимый слушатель и зритель, которому он отдает абсолютно все, что имеет в своем творческом вокальном багаже.

Вместе с тем не каждый из тех, кто любит оперное искусство артиста, знает еще один его врожденный талант. На мой взгляд, Владимир чудесный, тонкий живописец. В его картинах дышат жизнью осенние, летние и зимние пейзажи Сибири. Леса, луга, рощи, деревушки как живые на холстах. Редкие свободные часы он целиком отдает живописи. У Володи нет своей мастерской. Холст на подрамнике стоит в одной из комнат его квартиры на улице Конституции. Картины развешаны по стенам. Одна из них – портрет супруги Аллы, тоже оперной певицы. Они вместе приехали в Красноярск из Свердловска. Не продает Ефимов свои полотна, а щедро дарит друзьям и знакомым. Одну из своих работ подарил галерее Института повышения квалификации работников образования, в коллекцию, любовно собранную педагогом-энтузиастом Игорем Поликарповичем Пелем.

– Тебя можно и в Союз художников принимать, – всерьез говорят ему знакомые живописцы.

Я с ними согласен. Картины Владимира Ефимова прекрасны тем, что в них – частица души настоящего лирика.

Но этим даром врожденные таланты вокалиста далеко не исчерпываются. У него дома, на кухне, стоят стол и скамейка, сделанные собственными руками. Добротные, красивые. На полках – вырезанные из дерева фигурки. Дачу в одной из деревушек Большемуртинского района он построил своими собственными руками, один. Мужики лишь помогли ему поставить сруб, а друг и тезка Владимир бензопилой соорудил проем для двери. И еще у Владимира данный ему природой редкий дар. Он хороший камнерез. На книжных полках – много книг, посвященных тайнам этого мастерства.

Не каждому удается сделать на драгоценном камне бриллиантовую огранку (57 граней). У Владимира она получилась. Я видел в его коллекции сердолики, топазы, агаты, отшлифованные и ограненные Владимиром. Их красота напоминает мне старинные уральские сказы Бажова. Да и сам Владимир Викторович в соцветье своих талантов – настоящий уральский самородок. Чем ближе знаешь его, тем глубже раскрывается его добрая и красивая душа.

А ныне мы становимся свидетелями, как разворачивается еще одно его дарование – педагогическое. Народный артист России В.В. Ефимов заведует кафедрой сольного пения и оперной подготовки в Красноярской академии музыки и театра, сменив на этой должности очень уважаемую и любимую нами профессора Екатерину Константиновну Иофель, которая по-прежнему работает на этой кафедре. Ефимов и прежде занимался педагогикой. Один из его бывших учеников, Сергей Лихобабин, уже заслуженный артист России. Несколько лет назад уйдя из института, Ефимов вернулся в вуз и теперь руководит кафедрой. Опытнейший оперный артист многое может передать начинающим вокалистам.

Последнее время Владимира Ефимова реже можно слышать на оперной сцене. Дело не в его возрасте. Сегодня театр занимается многими интересными проектами. Проводит фестивали, концерты, ставит драматические оратории. А новые спектакли классических опер стали у нас гостями редкими. Жаль... Для Владимира Ефимова, например, только опера позволяет развернуться во всю силу и мощь всему тому, что дали ему природа, школа и опыт. И мне верится, что нынешние руководители театра все-таки станут уделять больше внимания полноценным и развернутым оперным постановкам. И голос нашего любимца еще зазвучит в Красноярске со сцены театра, которому он отдал почти все лучшие годы своей жизни.

Виктор ЕВГРАФОВ
"Вечерний Красноярск" №108, 14 декабря 2001 г.