Цветовая схема:
По сложившейся традиции торжественно-ликующим гала-концертом Красноярский театр оперы и балета открыл свой 27-й творческий сезон.
В начале ежегодного путешествия по волнам музыкального искусства любителей оперы и балета ждет немало увлекательных событий и приятных сюрпризов. Не секрет, что в сегодняшнем ежедневном окружении продукции масс-культуры изобилие информации для каждого из нас становится проверкой жизнеспособности наших духовных ценностей, а подчас серьезным испытанием на чуткость, внимание и бережное отношение к внутреннему миру. Меняется время - меняется ритм жизни, но мы с вами по-прежнему желаем вернуть чудо, волшебство, тайну, прикоснуться к собственному сердцу и почувствовать его тепло. Театр всегда остается той связующей нитью, которая возвращает нас в детство, в минуты радости и сопереживания.
В преддверии сезона хочется поразмыслить о том, что такое музыкальный театр сегодня, какие успехи и проблемы сопровождают его, и чем живет сегодняшний красноярский зритель.
На последний вопрос ответить непросто, потому как во взаимоотношениях оперного театра с публикой есть свой "заколдованный круг" - интерес зрителя кажется слишком мизерным по сравнению с эстетическим богатством и художественными возможностями жанра. Пришел зритель на спектакль - и театр есть, не пришел - и театр перестает существовать. Так и одним спектаклем решить вопрос о современной "культурной революции" нельзя. Если проследить на какие спектакли хочется идти, то возникает ряд любопытных закономерностей. Иногда интересно как театр справился с трудным произведением, редким жанром (тому пример - мистерия "Жанна Д`Арк" Онеггера, балет "Щелкунчик" Чайковского). Часто спектакль отмечен гастрольным участием артистов других театров, вызывающих особый интерес (среди таких спектаклей первенство держит классика репертуара - "Флория Тоска", "Кармен", "Бал-маскарад", "Травиата", "Царская невеста", "Евгений Онегин"). И при этом, заметьте, что сиюминутность появления яркого солиста очевидна ("завтра будет поздно"). Интерес всегда вызывают и творческие вечера-юбилеи - это спектакли, концерты-бенефисы ведущих солистов оперы балета. Все это, безусловно, оживляет и дает ежесезонную пищу для ума и сердца почитателям музыкального театра.
Отметим и более глубинные философские задачи театра сегодняшнего бунтующего века. Зритель предпочитает идти "наверняка", расшифровать свое видение музыкального произведения. Иными словами - современный спектакль должен быть чем-то вроде диалога режиссера-постановщика (и всей труппы) с режиссером, который живет в каждом из нас, зрителей. Людям не безразлично, какие загадки задает им "новый" или "старый" спектакль. Надо разгадать и зрителя, нащупать нити, способные удержать сегодняшнее время "поисков истины". Если композитор имеет право рассчитывать на будущие исполнения, то постановщики и весь творческий коллектив такого права не имеет - они должны сохранить традиции и добавить то самое "чуть-чуть", которое родит именно к этому спектаклю интерес.
Предлагая в нынешнем 27 сезоне традиционно закрепившиеся на практике программы, полюбившиеся зрителям, Красноярский театр оперы и балета представляет их в новой оригинальной концепции. Впервые за многие годы театр возвращает практику циклов лекций-концертов, рассчитанных на зрительскую аудиторию самого широкого круга. Так возникает идея более тесного сотрудничества с публикой и возможность ощутить атмосферу доверительного разговора о музыкальном театре, о современных и традиционных жанрах, о премьерных дискуссиях. Яркий пример тому и создание так называемых творческих лабораторий, таких как "Зрительская Академия": "Музыкальный театр от "А" до "Я" (с октября по май) , в которой примут непосредственное участие дети младшего школьного возраста. Для взрослой публики в новом сезоне откроется возможность вступить в "Клуб любителей театра". Общим лейтмотивом этих встреч и занятий будет постижение тайны театрального искусства и возможность не только узнать историю возникновения музыкального театра, но и в буквальном смысле прикоснуться к закулисной жизни, к процессу создания спектакля, ощутить энергию творческих исканий и дух экспериментаторства.
Среди обещанных премьер - два ярчайших события в истории мировой музыкальной культуры, произведения, для сценического воплощения которых требуется высокая степень мастерства, зрелости коллектива и оригинальная концепция. Два лика любви в предстоящих премьерах сезона - в опере "Дон Жуан" блистательного мастера "любовной интриги" В.А. Моцарта (в постановке главного режиссера театра В. Цюпы), и в балете "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева (в постановке главного балетмейстера театра С. Боброва).
Для юных зрителей красноярский театр готовит оперу-сказку Э. Колмановского "Белоснежка" (в постановке В. Цюпы) и балет В. Бесединой "Кот в сапогах" (в постановке московского балетмейстера А. Меланьина).
Искусство оперы - это, прежде всего, прекрасное пение, будь то сольная ария или ансамбль солистов. Не случайно, для истинных ценителей вокала театр готовит редкий и достойный внимания подарок - концертные исполнения шедевров мирового оперного искусства - "Пиковая дама" П. Чайковского, "Турандот" Дж. Пуччини, "Любовный напиток" Г. Доницетти, "Итальянка в Алжире" Дж. Россини. В наше сложное время театр не всегда может представить полную сценическую версию произведений, музыку которых хочется слушать многократно. Теперь эта ниша будет заполнена, и театр надеется, что публику ждут незабываемые мгновенья.
В рамках расширения культурного пространства региона родился новый проект сезона "Созвездие Евтерпы". Под покровительством одной из муз Аполлона на сцене театра зазвучат лучшие голоса российской и европейской оперной школы. Словом, впереди у красноярского зрителя и слушателя прекрасная возможность найти свою дорогу к храму Оперы и Балета. Пусть это путешествие на долгие годы останется прекрасным и чудным мгновением.
"Миллион", октябрь 2004 г.