Цветовая схема:
Любовь и другие невероятные приключения итальянцев в Сибири
В Красноярском театре оперы и балета полным ходом идёт подготовка к премьере нового спектакля. 25 февраля постановкой “Любовный напиток” откроется грандиозный музыкальный проект “Парад звёзд в оперном”.
Как вспоминают современники, Доницетти создавал свои произведения легко и непринужденно, выдавал оперы буквально десятками. Согласно подсчётам, всего их было семьдесят, а “Любовный напиток” — сороковая по счёту опера. Композитору было всего тридцать четыре года, когда он написал её. В одном из писем Доницетти рассказывает, насколько быстро он над ней работал. Он писал автору либретто Феличе Романи: “Я должен написать оперу за две недели. Вам на вашу работу я даю неделю. Но имейте в виду: у нас есть немка примадонна, тенор, который заикается, буффо с голосом, как у козла, и никудышний французский бас. При всём этом вы можете себя прославить”. Доницетти оказался прав: прославились оба. Теноровая же партия и впрямь написана для героя, который заикается.
Вот такой искромётный, летящий спектакль представят оперные артисты красноярцам. К премьере в театре готовятся не только артисты, но и все службы. В мастерских не покладая рук работают мастерицы: одни кроят, другие строчат, третьи расписывают костюмы…
— Это будет очень яркий, весёлый спектакль, — рассказывает заведующая художественной мастерской театра оперы и балета Елена Нецветаева-Долголёва. — Действие происходит в южном городе, поэтому все наряды очень колоритные, лёгкие, романтичные. На красноярской сцене, на мой взгляд, ещё не было столь красочного спектакля. Работать над ним очень интересно.
Для каждого состава сейчас шьются более двадцати женских платьев, ещё больше требуется для постановки мужской одежды. Также артистов нужно обуть — это около сорока пар обуви для каждого состава. Надо сказать, что костюм, как и туфли, нужно подготовить не просто в единственном экземпляре, а сразу в нескольких. Только артистов, занятых в ведущих партиях “Любовного напитка”, четыре состава, а сколько ещё человек заняты на втором плане… Более того, на сцене не повторится ни одно платье, что нетипично для оперного спектакля. Обычно в опере создаются двойные-тройные костюмы для артистов хора, которые задействованы в массовых сценах. Но только не в этой постановке. Главные же герои за спектакль будут менять наряды до трёх-четырех раз.
— Мы начали трудиться над спектаклем в марте прошлого года, — говорит Елена Георгиевна. — Я лично летала в Санкт-Петербург, чтобы проработать все детали с художником-постановщиком спектакля Владимиром Фирером. Получила от него эскизы, после чего начался подбор фактуры. Это очень длительный процесс, потому что сначала выбираются образцы, делаются нарезки. Далее они согласовываются с художником. На протяжении почти года мы вынашивали идею спектакля, в процессе работы что-то постоянно корректировалось, менялось.
Чтобы создать одно платье, нужно сделать, как минимум, четыре примерки. Сначала обмерка, потом раскрой, затем костюм меряется в наметанном виде на актёре. Когда начинает всё сшиваться, проводится ещё одна примерка, чтобы подогнать одежду и учесть все нюансы фигуры. Опять же нельзя забывать, что жизнь есть жизнь, а артисты не манекены, и они время от времени то худеют, то полнеют. Бывает так, что художником уже сделаны эскизы костюмов, но вдруг выясняется, что актёру категорически не идёт этот вырез горловины или что-то ещё. Приходится менять. Каждый служитель Мельпомены на сцене индивидуальность, причём это не зависит от того, кто он — солист, артист хора или кордебалета. Костюм очень серьёзно может повлиять не только внешний вид, но и на игру актёра. Представьте, что вы некомфортно чувствуете себя в платье, а если учесть, что во время спектакля на вас смотрят несколько сотен зрительских глаз... Поэтому одежда подгоняется под каждого, кому предстоит выйти на театральные подмостки. Кроме того, оперные певцы и певицы далеко не всегда (в силу специфики профессии) обладают комплекцией худышек-моделей, поэтому закройщикам и швеям приходится постараться, чтобы, как говорится, костюмчик сидел.
Интерпретация, которая выйдет на красноярской сцене, не классическая. Если у композитора события происходят в Италии в девятнадцатом веке, то костюмы красноярской постановки говорят о том, что действие перенесено почти в наше время, недавно ушедшее двадцатое столетие.
— Этот спектакль о большой любви и большом человеческом достоинстве, — отмечает режиссёр “Любовного напитка” Александр Петров. — В нём очень интересная интрига, которую Доницетти выразил с невероятной конкретностью, талантом и достаточно весело. Мы попробовали чуть изменить время в нашу сторону, исходя из того, что в опере есть манок — известный всем мировой шлягер Романс Неморино. Он очень кинематографичный, и ему, на мой взгляд, соответствует предвоенное время нового итальянского кино, время начинающегося Феллини.
Марина ЯБЛОНСКАЯ
Фото Бориса БАРМИНА
"Городские новости" №2316, 04.02.2011 г.