Цветовая схема:
Зритель увидит гигантскую пашню. Всклокоченная, вздыбившаяся, она будет играть, чуть ли не главную партию в постановке балета "Весна священная" в Красноярском театре оперы и балета. Авторы новой сценической версии произведения Игоря Стравинского – художник-постановщик Теодор Тэжик и балетмейстер, художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета, заслуженный артист России Сергей Бобров – создают спектакль, где драматическая коллизия развернется между человеком и природой.
Руки художника-постановщика Теодора Тэжика постоянно носят следы работы. Крупные, мозолистые, каждый день они чем-то испачканы. Вчера он, кажется, окунул их в охру – наверное, когда наносил цветовые акценты на костюм артиста (работа велась прямо на человеке, чтобы учитывать костюм в движении).
Теодор рассказал, как делал шапку Ведуньи, главной героини балета. Ему принесли меховой головной убор, который напоминал сибирскую ушанку. "Не пойдет!" – решил художник, сбрил мех, налил на оголившуюся "лысину" жидкого каучука,и наклеил мех клочками.
Теодора Тэжика, вообще-то, не совсем правильно называть просто художником. Он, скорее, создатель... ну, скажем, неординарного пространства. Видимо, своего мира. Вспомните придуманную им зрительную среду планеты Плюк в культовом фантастическом советском фильме "Кин-дза-дза". Причудливая, странная вселенная, такая же, как и ее обитатели.
Герои балета "Весна священная" также будут жить в особом, оригинально придуманном мире. Сцена представляет собой гигантскую пашню. Она дыбится от середины. Сначала постепенно стремится вверх, затем набирает разбег и резко уходит ввысь, к арьеру.
На плоскости, поднимающейся круто вверх – громадное солнце. Приглядишься поближе – сплетенный из грубой мешковины грандиозный ковер. Издалека – массивный полукруг, тускло светящийся на фоне бурой "земли". Почва, взрытая гигантскими бороздами (по хребтам – всполохи "магмы", выплеснувшейся на земную кору).
"Мы выводим зрителя в очень странный, тяжелый мир, – поясняет Теодор Тэжик. – Мы должны заставить зрителя 45 минут находиться в напряжении. Стравинский сделал это, и только неслышащий, непонимающий, не знающий останется равнодушным".
По мысли авторов новой сценической версии легендарного балета Дягилевских сезонов, главное в музыке "Весны священной" – некий космизм, интуитивное ощущение композитора о кратковременности бытия от начала до его конца.
"Это скорее... история земли и обитающих на ней первых людей... слышащих голоса и шум, и рокот земли, ее тяжелой пульсации, которая на деле, вскоре после постановки произведения, обратилась в огромную войну... Первую мировую войну", – размышляет Теодор.
И почва, взрытая гигантскими бороздами, возникла у художника в ассоциации с фотографиями Первой мировой войны. На них – вспаханные взрывами поля. Таким был Верден, где произошла одна из крупнейших, одна из самых кровопролитных и бессмысленных военных операций Первой мировой войны, вошедшая в историю как Верденская мясорубка.
"Сейчас под Верденом замечательные виноградники, а в ту пору это огромные горы грязи, и люди, лица которых забросаны грязью. Так что то, что мы видим в красноярской постановке "Весны священной" – это попытка разглядеть солнце, – рассказывает художник-постановщик. – Для нас именно это важно. Солнце всюду. В дальней части, поднимающейся вверх, огромное число дыр, сквозь которые будут проникать лучи солнца".
Драматической основой нового балета станут не только конфликт персонажей между собой, но и взаимоотношения природы и человека. Почва отказывается от людей, вспухает, сбрасывает их. Они пробуют удержаться, даже дерзнут атаковать...
Движения племени, населяющего необычное пространство дышащей земли, по характеру чем-то напоминают картины Кандинского. Хореография "Весны священной" в постановке Сергея Боброва – то пляс яростный, в духе языческого пыла музыки Стравинского, то ритуальный шаманский танец, то плавные, дразнящие движения. Эмоциональная, чувственная, оставляющая яркое воспоминание.
В спектакле активно задействованы театральные special effects – киношный термин "спецэффекты" не совсем подходит для перевода. Таким "специальным эффектом" будет, например, дым, струящийся сверху вниз.
"В своей любимой Чехии я видел, как туман ползет по только что вспаханному полю. Я говорил жене: посмотри, это же моя декорация! Если гигантская масса тумана будет ползти по пашне, а потом спускаться в зал, это даст зрителю простые ощущения... Которые ранят душу, глубоко поселяются в ней..." – Теодор создает яркий зрительный образ.
...28 и 30 ноября этот, и многие другие незабываемые зрительные образы, можно увидеть на премьере "Весны священной" в Красноярском государственном театре оперы и балета.
Татьяна АНТИПЬЕВА
"Красноярский рабочий", 13.11.2010 г.