Цветовая схема:
Какие бы политические события ни повлекли за собой приезд Мариинского театра в Красноярск, они блекнут перед явлением культурной кометы. Мариинка уже полтора века как достояние России и один из лучших в мире музыкальных театров.
Но в долгой истории театра был период, когда само имя "Мариинский" казалось навсегда забытым. Театр имени Кирова - вот как именовался он. Хороший, заслуженный коллектив, но - областного значения. В стране царил ГАБТ, Большой, туда отбирались лучшие, элитные артисты, а "кировцы" могли только вспоминать о славе главного имперского театра.
Возвращение Мариинки на театральную карту мира совпало с назначением на "главные руководящие посты" Валерия Гергиева. И сейчас, по словам Дмитрия Хворостовского, в России есть только один музыкальный театр мирового класса. Мариинский.
Поэтому 23-го на концерт оперных солистов Мариинки и прославленных артистов балета мы шли с предвкушением чуда и даже с толикой недоверия: здесь, в зале нашего оперного? Разве когда-нибудь смели мы мечтать о подобном подарке?
В концерте чередовались балетные, оперные номера и выступления симфонического оркестра Мариинского театра. Когда-то с оркестром выступали Рихард Вагнер, Петр Чайковский и Сергей Рахманинов. Балетмейстером был Мариус Петипа. В балетной труппе солировали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский. В оперной - пел Шаляпин. В начале века спектакли Мариинского театра оформляли Александр Головин, Константин Коровин, Александр Бенуа, Валентин Серов. И это не все имена-символы, их можно было бы перечислять долго - и лишь затем, чтобы глубже прочувствовать легендарность приехавшего театра и масштаб события. В Красноярск прибыл не первый состав. Имен из программки в нашем городе не знают. Они известны лишь особым поклонникам оперного и балетного искусства, да и то скорее на Западе, чем в нашей стране, где популярность прямо пропорциональна скандалу, а не заслугам. Зритель это прекрасно понял и шел не на имена с афиши, а на гарантированно великолепное зрелище. Попасть в театр удалось далеко не всем желающим. И неделя концертов подряд не насытила бы желание услышать вживую, увидеть воочию. Надо сказать, что и в самом Петербурге билеты в Мариинский распроданы на месяцы вперед. Красноярские поклонники, которым не хватило билетов, стояли перед входом в надежде, что до них хоть эхом донесется то, что происходит на сцене. И самых преданных впустили на второе отделение.
В Красноярске под управлением Валерия Гергиева играли 56 музыкантов Мариинского театра. На сцене танцевали Александра Иосифиди и Данила Корсунцев. Каждый прыжок сопровождался аплодисментами. А на фуэте, когда балерина завертелась как юла, без усилий, точно на пятачке (казалось, ей для опоры хватило бы монетки), так вот, на этом бесконечном фуэте зал захлебнулся от восторга. Вторая балетная пара, Алина Сомова и Дмитрий Семионов, танцевала фрагменты из "Баядерки" и "Корсара" - восточные, легкие, текучие танцы. Двигались слаженно, как единое целое. Для красноярцев пели сопрано (звонкое и нежное) Ольга Трифонова, меццо-сопрано (сдержанно страстное) Екатерина Семенчук и баритон Виктор Черноморцев. Обе молодые певицы поразили зрителя не только совершенством голосов, но и великолепной внешностью, причем Екатерина, обладательница серебристого высокого сопрано, оказалась блондинкой с косой до пояса, а Екатерина Семенчук - роковой брюнеткой, что очень шло к ариям Кармен и Любаши.
А после концерта к прессе вышли губернатор Александр Хлопонин и маэстро Валерий Гергиев и рассказали, что все это - только начало. То есть даже при том, что артисты утром летят в Париж, а потом сразу в Америку на гастроли; при том, что накануне в Мариинке состоялась премьера оперы "Мадам Баттерфляй"; при том, что зарубежные гастроли расписаны на три года вперед, - при всем при этом творческие силы Мариинского театра таковы, что можно думать об обменных гастролях по России. В театре более ста молодых солистов. Они уже выезжали в Выборг, во Владикавказ (на родину Грегиева), планируют освоить и Сибирь. Вот Красноярск уже покорили. С другой стороны, в Мариинском выступали труппы Краснодарского и Пермского театров. А дальше, очень может быть, наша труппа получит блестящую возможность выступить на лучшей сцене России. К таким гастролям начинают готовиться за два года - планка высока.
Сейчас, пока хвост кометы еще осыпается искрами восторженных публикаций, рано делать вывод - что это было для города и края.
Сбор от благотворительного концерта Мариинского театра будет перечислен в детские дома края. Тут впору даже посожалеть, что "деньги не пахнут". Вот бы с этими деньгами перешла хоть малая часть чистого восторга от встречи.
Газета "Комок", 29.03.2005 г.