Цветовая схема:
Известных певцов для исполнения отдельных партий в своих спектаклях Красноярский театр оперы и балета приглашал и раньше. Но только в этом сезоне идея оформилась в продуманную акцию. В рамках проекта «Созвездие Эвтерпы» в партии Ленского в опере «Евгений Онегин» недавно выступил солист Большого театра Марат Галиахметов.
Не знаю, как вы, а я с большим трудом воспринимаю так называемую условность, принятую в этом жанре, когда партии молодых героинь зачастую исполняют престарелые матроны. Да ладно бы хоть держали себя в форме! А то уже ни голоса, ни внешней фактуры – откровенное издевательство над искусством и зрителями.
Впрочем, все вышесказанное не относится к показу «Евгения Онегина», в котором пел столичный тенор. Давно я не получала такого удовольствия от оперного спектакля. Редкий случай, когда слуховое и визуальное восприятие находятся в такой гармонии, кажется, более подходящего состава в театре и представить невозможно. К этой теме мы еще вернемся, а пока несколько слов о заезжей знаменитости.
Марат Галиахметов в 25 лет стал лауреатом Всероссийского конкурса молодых исполнителей, впоследствии он не раз становился и лауреатом международных конкурсов. Про певца говорят, что он органично чувствует себя как в камерной музыке, так и в опере. И, судя по его репертуару, с этим трудно не согласиться. В творческом багаже Галиахметова камерно-вокальные произведения Шуберта и Шумана, Чайковского, Бриттена и Шостаковича, оперные партии графа Альмавивы («Севильский цирюльник»), индийского гостя («Садко»), Александра Македонского («Царь-пастух») - да мало ли! Среди последних ярких театральных работ певца – роль Тома в опере Игоря Стравинского «Похождения повесы». Эта постановка Дмитрия Чернякова в Большом театре в прошлом сезоне была отмечена «Золотой маской» как «Лучший российский оперный спектакль».
И все-таки, вряд ли ошибусь, если скажу, что особое место в репертуаре молодого солиста занимает партия Ленского. Марат Галиахметов настолько органичен в своей роли, что не возникает никаких сомнений: именно таким был Ленский – юный пылкий романтик, искренний в своей любви и ревности, чуждый лжи и холодному эгоизму Онегина.
Это ощущение еще больше усиливает сравнение, которое напрашивается совершенно непроизвольно. Помните старый советский фильм «Музыкальная история», тот самый, где Сергей Лемешев сыграл шофера автобазы, ставшего оперным артистом? В одном из эпизодов герой Лемешева исполняет партию Ленского в самодеятельной постановке. Так вот, внешний образ Ленского-Лемешева из этого фильма и Марат Галиахметов в той же роли – просто один в один! И певец так же естественен в ней, как и его великий предшественник. Говорят, роль Ленского была самой любимой в репертуаре Сергея Лемешева.
Но вернемся к красноярскому спектаклю. Я уже упоминала, что трудно представить состав артистов, настолько яркий и подходящий для этого спектакля. Судите сами: в партиях Татьяны и Ольги – молодые красивые солистки Светлана Рацлаф-Левчук и Елена Авдеева, няня Филиппьевна – заслуженная артистка России Жанета Тараян. Роль Лариной прекрасно исполнила Вера Изотова (но вряд ли эта немолодая уже артистка столь же органична в партии Ольги, в которой она заявлена вместе с Авдеевой), князь Гремин очень достоверен в исполнении заслуженного артиста России Анатолия Березина. Самого Онегина исполнил народный артист России Владимир Ефимов – человек тоже далеко не юный. Но артист находится в такой прекрасной творческой форме, что эта «условность» ничуть не резала ни слух, ни глаз. Вот только нелепый рыжий парик на голове певца несколько портил общее благоприятное впечатление! Но это уже мелочи.
Кстати, в афише театра «Евгений Онегин» держится уже больше 16 лет. Впечатляющее долголетие, не так ли?
Елена КОНОВАЛОВА
Newslab.ru, 10 декабря 2004 г.