Цветовая схема:
К 8 марта театр оперы и балета приготовил для публики новую премьеру. Молодой хореограф Снежана Здор, известная в Красноярске как руководитель театра «Навигация тел», выпустила спектакль «Римские каникулы». Жанр его обозначен как балет-модерн.
Танцевальный компромисс
Снежана давно занимается современным танцем. Ее театру «Навигация тел» уже восемь лет, а сама она продолжает постигать тонкости этого танцевального направления в хореографической академии в Амстердаме (сейчас уже в аспирантуре). В багаже у Здор не один спектакль, но к большой двухактной форме она обратилась впервые. И впервые поставила спектакль с четко обозначенным сюжетом. Как признает и сама хореограф, в итоге получился некий компромисс - между традиционным представлением о балетном искусстве и нетрадиционным. Непростой, в первую очередь, для нее самой.
Дело в том, что в современном танце, как правило, все на метафорах и ассоциациях, без явной сюжетной линии. По сути, это скорее даже не балет (в привычном понимании этого слова), а перфоманс. Без эффектных пируэтов, па-де-де и других элементов классического балета, без обязательных кульминаций. Зрелище плавное, ровное, в чем-то медитативное - во всяком случае, для непосвященных. Когда смотришь отдельные номера (при качественном исполнении) - завораживает. Сосредоточиться на всем спектакле (при отсутствии должной синхронности движений у кордебалета, не освоившего пока новую пластику) - довольно сложно. Учитывая, что по времени в contemporary dance весь спектакль как один акт в балете классическом, для неподготовленного восприятия это не самое радужное зрелище.
Ожидания зрителей
Часть публики «Римских каникул», похоже, вообще не представляла, на что пришла. Зрителей старшего поколения явно соблазнило название. Балет поставлен на сюжет одноименного фильма со звездами Голливуда Одри Хепберн и Грегори Пеком, где рассказывается о принцессе Анне, которая устроила себе небольшие каникулы от светских условностей в обществе симпатичного журналиста. И ожидания от постановки были соответствующие - романтичная любовная история, только переданная языком балета. Не все обратили внимание на скромную приставку «модерн» к слову «балет», и язык непривычной хореографии некоторых зрителей не удовлетворил. В результате партер в антракте несколько поредел.
И все-таки отрадно, что такая постановка появилась в репертуаре нашей балетной труппы. И с точки зрения техники - артистам полезно время от времени пробовать себя в новой пластике. И потому, что любому театру как воздух необходим эксперимент, иначе развития не будет. Балет «Римские каникулы» - опыт небезупречный, и не исключено, что со временем спектакль несколько поменяется, отшлифуется - как в пластике танцовщиков, так и в самой постановочной идее. В целом же можно не сомневаться, что этот балет найдет свою публику. Ищущую и незашоренную.
Елена КОНОВАЛОВА
Фото Андрея МИНАЕВА
Newslab.ru, 14 марта 2011 г.