Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

30.06.2001

Вечная тема добра и зла

Одним из ярких событий творческого сезона в Красноярском театре оперы и балета стала премьера балета П. И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке заслуженного деятеля искусств Александра Полубенцева.

Спектакль "Лебединое озеро" идет в театре со дня основания. Но к сценическому искусству, как отмечала народная артистка РСФСР Агриппина Ваганова, создавшая в 1933 году на сцене театра им. Кирова свою версию "Лебединого озера", с годами предъявляются другие требования. Вот почему и возникла идея, даже необходимость, создания на красноярской сцене третьей версии балета-симфонии.

Как известно, ни один балет не имеет столько редакций, как "Лебединое озеро". Финал спектакля до сих пор трактуется по-разному. Постановщики, оставляя в основном неизменной хореографию Льва Иванова и Мариуса Петипа, создавали заново первую и последнюю картины балета, предлагали новые режиссерские решения, открывали те или иные купюры в партитуре Петра Ильича Чайковского. Александр Полубенцев также нашел свое режиссерское решение, в последней картине балета открыл новые купюры, дополнил хореографию произведения.

Действие балета перенесено в эпоху позднего средневековья. Атмосфера старинного замка, родовой гобелен, перед которым в прологе появляется принц Зигфрид, в сочетании со светлой нежной музыкой все же наводят на тревожные мысли. На огромном гобелене вытканы белый лебедь и черный коршун, которые, как видения, затем оживают. Светлое и темное начало в жизни находятся в противостоянии. Как и в душе человека, есть светлая и темная сторона. Раздвоенность терзает человеческую душу. Темные, потусторонние ли, космические силы идут на различные ухищрения для того, чтобы опустошить человека, победить в этой борьбе.

Развивая тему борьбы добра со злом, Александр Полубенцев вносит в характеры своих героев современную трактовку. Рыцарь фон Ротбарт предстает в образе злого гения, который способен уничтожить все, к чему он прикасается. Находка постановщика – склеп-часовня, которая отделяет мир реальный, наполненный добром, от мира ирреального. На самом деле его не должно быть. Отсюда и появляется Злой гений, выходит Одетта – королева лебедей, заколдованные девушки-лебеди. Они – жертвы. Но очень трудно вырваться из плена ирреального мира, который стремится разрушить, внести дисгармонию в мир светлых устремлений.

Именно как искушения, различные соблазны, которые на каждом шагу подстерегают человека, появляются на балу в третьей картине рыцарь фон Ротбарт, Одиллия, свита испанцев, неаполитанцев, венгров и поляков. Дерзкие, как искусители, они яркими костюмами оттесняют на второй план действующих лиц из реального мира – романтических девушек-придворных, пажей, облаченных в светлые одежды. Танцы становятся неотъемлемой частью плана Злого гения. Их исполняют не приглашенные на бал гости, а свита рыцаря. Они будто несут искушение. И холодная, коварная Одиллия доводит злой замысел до конца...

Но светлый, жизнеутверждающий финал ждет нас в конце спектакля. По версии Александра Полубенцева, Зигфрид и Одетта остаются в живых. Принц завладевает магическим жезлом Ротбарта. Злой гений умирает. Темные силы терпят поражение, рушится мрачный склеп, восходит солнце...

В спектакле Юрия Григоровича финал трагический – Одетта гибнет. По версии Рудольфа Нуриева, погибает принц Зигфрид. Но и светлый финал красноярской постановки "Лебединого озера" кажется убедительным. Прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского, который и в творчестве, и в жизни стремился к гармонии, дает веру, что добро в конечном итоге восторжествует над злом. Развернутый вальс в каждой картине, лирическая тема Одетты, которую не может уничтожить, заглушить торжествующая тема Ротбарта, в современном осмыслении сказки, положенной в основу либретто, укрепляет веру в гуманное человеческое начало.

Да и сам спектакль, вернее его выход на красноярскую сцену, как будто подтверждает торжество добра на конкретном примере. Все премьеры даются нелегко. Но в данном случае многие проблемы держали театр в напряжении до последней минуты. К объявленной премьере 14 апреля на железной дороге пропал вагон с декорациями и костюмами. Премьеру перенесли на другое число. "Лебединое озеро" – сложнейший спектакль. Его постановка требует титанических усилий многих людей. И когда во время репетиций стали заболевать солисты труппы, сразу на первый план вышла проблема с кадрами. На ведущие роли были введены молодые артисты. У спектакля – четыре состава. Партию Одетты – Одиллии танцуют солистки София Дауранова, Наталия Хакимова, Алла Юхимчук и молодая балерина Екатерина Владыкина. Народный артист России Александр Куимов выступает в партиях Зигфрида и Ротбарта. Эти же партии танцует Руслан Ермолаев, пришедший в театр два года назад. А его коллега по хореографическому училищу – выпускник нынешнего года Иван Карнаухов в короткие сроки выучил партию Шута и получил уже в этой роли первое признание публики.

Таким образом, проблема с кадрами обернулась творческими находками, обозначила потенциал молодых. И спектакль получился. Как и любой другой премьерный, в новом сезоне он еще "обкатает" себя. Новая версия балета свежестью решения, на мой взгляд, привлечет в театр нового – молодого зрителя, которому самое время задуматься над вечной темой добра и зла. Зрителю со стажем, кто знаком с постановкой в двух предыдущих версиях, тоже будет о чем задуматься, что сравнить. Но для того чтобы сравнивать, этот спектакль в исполнении того или иного состава нужно посмотреть не раз. А это значит, что премьера, как и в свои первые дни, еще долго будет обречена на аншлаг.

Наталья САНГАДЖИЕВА
"Красноярский рабочий", 30.06.2001 г.