Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Рецензии

23.10.2001

"Жила-была девочка Жанна..."

Открытие 24-го сезона и старт 7-го Международного фестиваля вокалистов имени П.И. Словцова Красноярский оперный отметил премьерой мистерии "Жанна д'Арк на костре", собравшей в минувшую пятницу весь театральный бомонд. Зал был переполнен – люди сидели в проходах.

"Жанна д'Арк на костре"Наш театр систематически обращается к сочинениям классиков XX века (Шостакович, Прокофьев, Слонимский, Орф, теперь – Онеггер), что делает ему честь (ставить Верди, Пуччини и Чайковского не в пример спокойнее и доходнее).

Уважение вызывает и сугубо творческий подход к весьма непростым партитурам. "Жанну..." Артюр Онеггер писал в жанре драматической оратории, предназначенной для концертного исполнения, и очень противился попыткам играть ее как оперу. Режиссер Вячеслав Цюпа смело презрел заветы мастера и завертел на сцене грандиозное действо, в котором смешаны разные жанры: артисты театра имени Пушкина ведут повествовательную линию, подкрепляемую хоровыми, мелодекламационными и оперно-оркестровыми средствами выразительности, сам спектакль обозначен как мистерия (с ее условно-метафорическим превращением конкретной жизни в житие святой).

Сценическая ткань спектакля тоже сочетает вроде бы несочетаемое: акустическое и микрофонное начала; заглавная героиня (Г. Саламатова) постоянно общается с собой в детстве (девочку Жанну очень живо и непосредственно изображает Даша Эрлих, юная солистка студии "Волшебный микрофон); острые световые эффекты едва ли не дискотечного пошиба соседствуют с сурово-бытовой фактурой средневековых костюмов и реквизита (я, правда, так и не понял, что символизирует постоянно торчащая на авансцене тележка с размещенной на ней вполне современной циркулярной пилой).

Перед началом представления зрителям была предложена программа с подробным изложением сюжета драмы Поля Клоделя. Надеюсь, она помогла самым любознательным сориентироваться в происходящем на сцене. Лично мне она показалась излишней: подлинная история Орлеанской девы настолько темна и двусмысленна, что даже фильмы, трактующие ее, казалось бы, вполне четко, совершенно не похожи (у Дрейера одно, у Панфилова другое, у Бессона третье). История эта давно стала мифом, а ее героиня давно воспринимается примерно в том же ряду, что Электра или Медея. Миф интригует, а в сочетании с прекрасной музыкой и дерзновенной режиссурой – возвышает душу. На том и успокоимся, поздравляя театр с премьерой.

Владимир ВАСИЛЕНКО
"Комок – Смотритель" №42, 23 октября 2001 г.