Цветовая схема:
Существуют сценические произведения, созданные очень давно, но не потерявшие своей прелести и до нашего времени, появляющиеся вновь и вновь на сценах театров. С 1842 года начал свое "вечное движение" по театральной России балет А. Адана "Жизель". Не обошлась без него и красноярская балетная труппа.
Недавно состоялась премьера возобновленной постановки этого спектакля. В чем же причина такого интереса к "Жизели"? Это один из первых лирических французских балетов, в котором Адан обратил внимание на музыкальную драматургию. Его сочинение не просто красочная живая картина, в нем есть определенная психологическая нагрузка, предполагается показ конкретных характеров, образность и выразительность в танце. Так как балет существует достаточно долго, появились различные хореографические версии. В нынешней постановке балетмейстер-постановщик, Заслуженный деятель искусств России А. Полубенцев, уже знакомый красноярским зрителям по превосходно поставленным спектаклям "Приключения Чиполлино" и "Люди и страсти", состоящему из "Пиковой дамы" и "Танго", возвратил балету "Жизель" академический вариант прочтения танцев и мизансцен, принятый в Мариинском театре Петербурга. Хореограф подчеркивает в своих высказываниях влияние на его взгляды, на понимание "поэтики и стиля произведения" таких выдающихся мастеров сцены, как Т. Вячеслова, Н. Камкова, П. Гусев. И балет получился очень поэтичным, красочным, с драматургически оправданными мизансценами и выразительными танцами.
И танцовщики, и танцовщицы на премьере стремились к максимальной характерности, не просто отрабатывая заученные па, а создавая определенные образы, настроения.
Яркая индивидуальность отличала исполнительницу главной роли А. Юхимчук. Появляясь перед зрителями, она представляла нежную, доверчивую девушку, впервые встретившуюся с чувством любви. Ее Жизель - озорная и грациозная, немного застенчивая, умеющая глубоко чувствовать. Психологизм и выразительность танца при хорошем техническом исполнении помогали балерине передать переживания героини, создать обаятельный живой образ. И еще более ярко раскрылась пластика актрисы во втором действии, где Жизель предстает в виде фантастической девушки. Большая кантиленность, подчеркивающая призрачность происходящего, присуща ее движениям в этих сценах.
Эмоциональность и конкретность характеров отличали каждый выход партнеров Жизели: Ганса (И. Климин), графа Альберта (народный артист России А. Куимов).
В балете существуют и вставные номера. Но и они были исполнены поэтично и одухотворенно. Солисты и кордебалет танцевали не только технично, но и выразительно. И немалая заслуга в этом принадлежит балетмейстеру-постановщику, сумевшему настолько собрать, обучить коллектив, что те сцены, в которых участвует кордебалет и которые раньше, в прежней постановке, видеть было просто досадно из-за невыразительности и разноплановости движений, в премьерном спектакле смотрелись отлично. Красота четко и точно выверенных позиций, синхронность в исполнении доставляли истинное удовольствие.
А. Полубенцев, работая над постановкой "Жизели", заявил о своем стремлении включить вставные эпизоды в драматургическую ткань спектакля, и он добился того, что все вставки, не несущие в себе смысловой нагрузки, в в силу образности постановки воспринимались естественно и не создавали ощущения занозы в живом организме балета. Это относится не только к кордебалету.
Отлично были исполнены и сольные выступления юноши (А. Зубков) и подруги Жизели (Н. Хакимова). Великолепная техника, отточенность движений радовали глаз, но дуэтные танцы, к сожалению, не удались. Слишком явно и слишком много усилий прикладывал "юноша", чтобы поддерживать балерину. Возможно, эта досадная неудача произошла оттого, что неправильно была подобрана пара. Более крупная танцовщица нуждалась в соответствующем партнере.
Оркестр (дирижер А. Косинский) играл довольно ровно, технично и был равноправным участником спектакля, хотя и не обошлось без "клякс": медно-духовые подвели.
Лирическая любовная драма развертывается на фоне сельского пейзажа. Художники Е. Родионова и А. Молибог создали на сцене деревенскую иллюзию. Красивые костюмы крестьян, еще более великолепные наряды охотников.
Фантастическое 2-е действие решено немного наивно, но вполне в духе старинных сказочных балетов, с мерцающими огнями, проносящимися по воздуху балеринами, изображающими бесплотные тени, с игрой света.
Во многом появлению прекрасного спектакля театр обязан приглашенному балетмейстеру-постановщику А. Полубенцеву, который умеет активизировать коллектив, заразить своей увлеченностью, помочь воплотить замыслы, и очень жаль, что он может бывать в Красноярске только наездами, успевая, правда, за эти короткие промежутки многое сделать.
Артистов хочется поздравить с удачной премьерой.
Остается надеяться, что все наработанное в процессе постановки сохранится, и спектакль будет жить долго, не теряя "товарного вида".
"Вечерний Красноярск", 7 июля 1998 г.