Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

01.09.2023

Анна Жарова: «По натуре я Кармен»

В этом году красноярскую балетную труппу возглавила народная артистка России Анна Жарова – прима-балерина новосибирского балета, создатель и педагог собственной балетной школы «Жар-птица», лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» и других российских и международных премий. Красноярская публика впервые увидит ее на сцене в гала-концертах оперы и балета 22 и 23 сентября, открывающими наш 46-й творческий сезон.

Анна ЖароваАнна Александровна, что вам хочется показать в балетной части этой программы, какова ее идея?

– В первую очередь, конечно, важно, чтобы у всех возникло ощущение праздника – и у артистов, и у зрителей. А еще мы анонсируем направленность нашей репертуарной политики – сохранение и совершенствование самых лучших спектаклей и выпуск новых в разных жанрах, от классики до современной хореографии. Покажем сцены из уже полюбившихся публике балетов – таких как «Баядерка», «Раймонда» и «Анюта», а также из готовящихся к постановке – «Корсара» и «Спартака». Выступят у нас и гости – несколько номеров исполнят премьеры Большого театра заслуженные артисты России Евгения Образцова и Михаил Лобухин, и Семен Чудин. Нашей труппе, считаю, очень полезно время от времени выходить на сцену с артистами, на которых стоит равняться.

И, конечно, моя основная задача как руководителя – представить самых ярких звезд красноярского балета, дать им возможность максимально раскрыть свой потенциал. На сцену выйдут не только ведущие солисты, но и талантливые молодые артисты, а также мужской и женский кордебалет, которыми мы тоже можем гордиться. В конце прошлого сезона я провела просмотр – попросила всех показать то, что они хотят, чтобы составить собственное мнение об их возможностях. Ксения Крентовская тронула меня до слез своим исполнением «Лебедя» Камиля Сен-Санса – она была великолепна. И я включила ее выступление в гала-концерт. Оказалось, что станцевать этот номер было ее детской мечтой. Очень хочется, чтобы мечты у людей сбывались, как у меня когда-то.

Неужели вы действительно с пяти лет мечтали стать прима-балериной?

– Да, так и было. Хотя я слабо понимала тогда, что это значит. Но когда на своем первом балетном спектакле, «Щелкунчике», увидела Фею драже и на вопрос, кто это, услышала от мамы – прима-балерина, заявила, что тоже так хочу. Эту партию танцевала в тот день народная артистка России Татьяна Олеговна Кладничкина. Позже, когда я сама пришла в театр после училища, она торжественно передала мне свое наследство – гримерный стол, короны и диадемы. Я танцевала вместе с ней в ее творческом вечере. Вот такая связь поколений.

Кстати, а вы сама исполняли «Лебедя» Сен-Санса?

– Да, и не раз – постоянно танцую его в Новосибирске на открытии гала-концертов «Звезды – детям» в собственной авторской школе «Жар-птица». Причем выхожу в «Лебеде» с самыми юными ученицами: им по 3-4 года, мои «лебедята» тоже в пачках и старательно повторяют за мной каждое движение – невероятно трогательное зрелище! Весь номер построен так, что я как бы передаю им свое искусство из рук в руки, из ног в ноги. Очень важно, что дети танцуют вместе с солистами театра в общих номерах – для них это отправная точка на всю жизнь. Они наблюдают, как артисты ведут себя за кулисами, как сосредоточенно готовятся к выходу на сцену – и сами заряжаются этой энергией и красотой.

Вы сразу начинали с сольных партий?

– Я была приглашена ведущей солисткой, но у нас в театре раньше была очень строгая иерархия: путь к ведущему положению начинался с самой дальней линии кордебалета. Поэтому, несмотря на диплом с отличием, первая моя партия была… сидячей: на гастролях «Спящей красавицы» в Японии просто сидела в сарабанде на стуле. После была занята в ней в свите, в первой линии вальса, в соло фей, в па-де-де. Но я быстро прошла все эти ступени – уже в конце октября станцевала Гюльнару в премьере «Корсара». И исполняла ее в театре 25 лет. В первый же сезон вышла еще в двух ведущих партиях – Фригии в «Спартаке» и Мари в «Щелкунчике». Потом танцевала Аврору, Одетту-Одиллию, Коппелию, Жизель… В меня очень многое вложил наш тогдашний главный балетмейстер Сергей Геннадиевич Вихарев, он придал моей пластике настоящую столичную огранку. Мы могли с ним заниматься по шесть часов, оттачивая каждую вариацию, все позиции. Сегодня иные темпоритмы, и на столь осознанную работу, к сожалению, просто не хватает времени. Но я лично скучаю по такому погружению, потому что подлинное совершенство – в деталях: зритель хоть и не понимает, откуда берется красота на сцене, но он не может ее не ощущать, она на него воздействует. А добиться этого можно только колоссальными затратами на репетициях.

Вообще я считаю, что балетная классика сродни медитации. И детей в школе учу тому же: наш урок – это час полного отрешения и сосредоточенности на своем теле и мыслях. Они должны понимать, что регулярно выходить на суд зрителей – серьезное испытание, необходима высокая стрессоустойчивость. Поэтому хоть и много способных артистов, с прекрасными данными, но большого успеха добиваются лишь те, у кого есть характер. Помню, когда у меня родилась первая дочка, почти сразу пришлось выйти из декрета – я танцевала сложнейшие спектакли, «Спящую красавицу» и «Лебединое озеро», и при этом умудрялась еще кормить ребенка. И параллельно училась в Сибирской академии госслужбы. А когда писала диплом, ушла рожать вторую дочь. Да еще во время учебы открыла свою школу, и у меня была отличная практика – я могла приобретенные управленческие знания сразу же проверять в деле. Переключаться с одного на другое и совмещать все это было невероятно тяжело. Зато получила мощную закалку – научилась управлять своими эмоциями, мне просто некогда было нервничать.

– А почему для знакомства с красноярским зрителем вы выбрали именно Фригию?

– Наверное, потому, что это одна из моих самых любимых партий, ее я тоже танцую уже 25 лет. В дуэте со мной в образе Спартака выйдет Михаил Лобухин. А еще представлю в гала-концерте номер из нового авторского проекта Дмитрия Юровского «Под музыку Вивальди», думаю, публика здесь ничего подобного не видела.

Кстати, в «Спартаке» всегда мечтала станцевать Эгину, а пришлось исполнять любящую Фригию. Хотя по опыту скажу, что показать в танце любовь намного сложнее, чем стервозных героинь. Но все же по натуре я Кармен. Ее мне посчастливилось танцевать в хореографии Ролана Пети и Альберто Алонсо. В моем представлении Кармен – мудрая, самодостаточная, свободная, независимая. И, конечно, сексуальная – куда без этого? (Смеется.) Все эти ее черты мне очень импонируют.

Вы человек амбициозный?

– Думаю, да, иначе вряд ли бы я чего-то добилась. Вообще в нашей профессии здоровые амбиции необходимы, без них ничего не получится. Потому что 90 процентов успеха – это упорная кропотливая работа. Полно примеров, когда у человека вроде бы нет данных для балета, роста не хватает, но он своим трудом достигает невероятных высот. Мне хотелось бы приложить все усилия, чтобы и красноярские артисты могли добиться большего, посодействовать им в этом. В конце октября в труппе пройдет большая переаттестация, и, думаю, многие повысят свой статус – ближайший год многое поменяет в сложившейся иерархии. Сейчас все находятся в равных условиях, а дальше все будет зависеть от них самих. Честная конкуренция – это всегда рост.

Какие еще задачи ставите себе на сезон как художественный руководитель?

– Прежде всего, каждодневно добиваться чистоты исполнения и повышения уровня спектаклей – мы уже активно этим занимаемся. К нам приезжают разные балетмейстеры, смотрят, на что способна труппа, чтобы оценить, какие балеты на нее можно поставить. Премьера «Корсара» в постановке Юлианы Малхасянц намечена на май, «Спартаком» надеемся открыть следующий сезон. Нужно обновить костюмы и декорации многих спектаклей, ввести туда новых исполнителей – впереди большой объем работы. В репертуаре необходимо сохранять каноны классического танца – это наша база. Но наряду с этим важно пробовать себя и в других жанрах – модерне, современной хореографии, каких-то синтетических формах. Я сама люблю экспериментировать, даже исполняла Айседору Дункан в драматическом спектакле и испытала яркие эмоции от этой работы.

В театре явно не хватает постановок для детей – таких как «Чиполлино» или «Коппелия», в следующем сезоне планируем выпустить к декабрю нового сказочного «Щелкунчика». Также собираемся активнее задействовать в спектаклях хореографический колледж, чтобы студенты с юных лет входили в профессию. Надеюсь открыть в Красноярске филиал своей школы.

А в каких-то красноярских спектаклях вас можно будет увидеть?

– В декабре планирую станцевать в «Анюте», а во второй половине сезона, возможно, в «Жизели». Все секреты пока раскрывать не станем, но ожидается, что в одном из показов «Анюты» на сцену выйдут лучшие на сегодня, на мой взгляд, исполнители партий Модеста Алексеевича, Петра Леонтьевича и Артынова. Это будет настоящий сюрприз для зрителей. 

Елена КОНОВАЛОВА, фото Виктора ДМИТРИЕВА
"Опера & Балет" №1, сентябрь 2023 года