Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

01.09.2023

Ирина Лычагина: «Оперное искусство не может быть замкнуто в границах одного театра»

Весной красноярской оперной труппе была представлена новый главный режиссер и художественный руководитель оперы Ирина Лычагина. О подготовке к открытию сезона, грядущих премьерах и других творческих планах читайте в ее интервью – сезон в опере ожидается весьма насыщенный.

Ирина Лычагина– В театре немало достойных артистов разных поколений, способных слышать друг друга, слышать музыку, работать в чутком партнерстве, поэтому в гала-концерты 22 и 23 сентября, открывающие сезон, мы включили множество ансамблей. Это дает возможность показать почти всю труппу с самой выгодной, как нам кажется с Дмитрием Юровским, стороны. Наши стажеры в этот раз еще не выйдут на сцену, но мы надеемся, что стажерская группа будет успешно работать. Сейчас в ее составе только два молодых певца, баритон и лирический тенор, оба студенты Сибирского института искусств, но, надеюсь, примем еще кого-то.

Недавно я вернулась с симпозиума стран Содружества, проходившего в Санкт-Петербурге. У нашего театра появились весьма интересные перспективы – обмены солистами, спектаклями, совместные постановки, гастроли, мастер-классы с театрами бывшего Советского Союза. И это перспектива не только для состоявшихся в профессии – стажерам, да и молодым певцам будет полезно съездить в Ереван, позаниматься с Левоном Джавадяном, надеюсь, что и сам он приедет в Красноярск. Это известный во всем мире коуч, руководитель вокальной молодежной программы Национального театра Армении. Он занимается с вокалистами и концертмейстерами, среди его учеников немало лауреатов международных конкурсов, настоящих звезд, выступающих сейчас на лучших оперных сценах – таких как Джулиана Григорян. Артистам необходимо петь в других театрах, выступать на разных сценах, знакомиться с разными дирижерами, режиссерами, публикой – это важно для их развития.

Не боитесь, Ирина Владимировна, что переманят?

– Нет, думаю, им здесь сейчас комфортно, иначе они не возвращались бы на нашу сцену. Оперное искусство не может быть замкнуто в границах одного театра. Наша задача – формировать своих звезд, таких, как Дмитрий Хворостовский, которые потом будут работать по всему миру, – это престиж театра.

Михаил Пирогов поет везде – и в Большом театре, и в «Новой опере», и в Германии, его карьера пошла в гору. Но при этом он продолжает петь на нашей сцене – в ноябре исполнит Самозванца в премьере «Бориса Годунова». Павел Анциферов сейчас работает в Новосибирске, но сотрудничает и с нашим театром – надеюсь, в этом сезоне споет Амонасро в «Аиде» и Князя Игоря, хотелось бы услышать его здесь и в партии Григория Грязного в «Царской невесте».

Какие интересные события, кроме «Годунова», ожидаются в ближайший год?

– Прежде всего, это оперный фестиваль во второй половине сезона, посвященный Петру Словцову. Он будет приурочен к юбилеям трех выдающих русских композиторов – 185-летию со дня рождения Модеста Мусоргского, 180-летию Николая Римского-Корсакова и 220-летию Михаила Глинки. В концерте, посвященном Мусоргскому, выступят два ведущих солиста Музыкального театра имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая и Дмитрий Зуев – они исполнят «Песни и пляски смерти» и «Детскую» в аранжировке Дмитрия Юровского. Будут и другие сюрпризы. Также мы с Дмитрием Михайловичем планируем в феврале премьеру оперы «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка.

Еще одна премьера, «Манон» Жюля Массне, запланирована на апрель, дирижером-постановщиком этого спектакля будет Феликс Коробов, он уже провел кастинг. К июню восстановим «Кавказского пленника» Цезаря Кюи, в этом же месяце состоится концерт мировой звезды тенора Липарита Аветисяна. У примы театра Веры Барановой, дирижеров Анатолия Чепурного и Александра Косинского в этом году творческие юбилеи, их выступления тоже пройдут в течение сезона.

Чего, на ваш взгляд, не хватает в оперной афише театра?

– Много чего, начиная с таких популярных мировых произведений как «Кармен» и «Севильский цирюльник». Мы с Дмитрием Юровским сходимся на том, что в Красноярске можно поставить практически любую оперу Моцарта – и она здесь будет хорошо принята и труппой, и зрителем. У нас не хватает барочных опер и опер XX века, хочется выпустить оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь», которая лучше всего звучит именно в опере. Больше всего хочется увеличить ежемесячное количество спектаклей, их пока по разным техническим причинам очень мало.

Важно, чтобы артисты постоянно были в тренинге – учили новые партии, повторяли старые: чем больше они будут петь, тем лучше. А сам театр, считаю, должен стать местом притяжения для всего города, чтобы зрители любили артистов и считали их своими. Чтобы они знали: в театре их ждут, и они могут найти здесь для себя что-то, что вызовет у них отклик в душе.

Елена КОНОВАЛОВА
"Опера & Балет" №1, сентябрь 2023 года