Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Новости

16.10.2022

В январе будет представлена премьера оперы Чайковского «Опричник»

Первой премьерой 2023 года в Красноярском театре оперы и балета имени Д. А. Хворостовского станет масштабная опера Петра Чайковского «Опричник». Показы состоятся 21 и 22 января. Билеты уже в продаже.

Режиссер спектакля – Сергей Новиков, ранее поставивший «Опричника» в Михайловском театре Санкт-Петербурга (премьера состоялась 18 мая 2021 года). Музыкальный руководитель и дирижер – Филипп Селиванов, лауреат Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С. В. Рахманинова (Москва, 2022), дирижер московского театра «Геликон-опера».

С оперы «Опричник» началась слава Чайковского как оперного композитора. Сюжет переносит зрителей во времена Ивана Грозного. В центре драмы – молодой боярин Андрей Морозов, желающий восстановить честь семьи и вернуть любимую. Сделав трудный выбор, он вступает в опричнину, личную гвардию царя – и вот уже на свадебном пиру он рядом с красавицей-невестой... Но клятва, данная царю, требует полного повиновения воле монарха, у которого свои планы на молодую жену Андрея.

– Во второй половине XVI века Иван Грозный проводит кровавую политику «искоренения измены» на Руси. Для этого царем избраны «опричь», то есть «кроме» бояр и родовитого земства малознатные дворяне, которых так и стали называть – «опричники» (или «кромешники»). Царь дал им исключительные полномочия на расправу с любым изменником, и таковым они могут объявить каждого по одному только слову своему – безо всякого суда. Между земщиной и опричниной мечется молодой боярин Андрей Морозов. Семейное древо и влияние горячо любимой матушки крепко связывают Андрея с земщиной. Но жажда мести князю Жемчужному – предателю, обманувшему и обездолившему боярина и его мать, – толкает Андрея вступить в опричнину, – поясняет историческую ситуацию в опере Сергей Новиков.

Работа над партитурой оперы «Опричник» Чайковский закончил весной 1872 года, но мировая премьера состоялась в Петербурге лишь два года спустя. Спектакль был благожелательно принят и прессой, и зрителями. Оперу показывали три сезона, однако композитор все равно был недоволен «Опричником» и запретил печатать партитуру до тех пор, пока не сделает новую редакцию.

Чайковский активно занимался обновлением оперы в последний год жизни, порой вычеркивая из партитуры целые страницы, но завершить задуманное не успел. Основываясь на этих правках и заметках создатели спектакля сократили партитуру, убрав избыточные повторы, и драматургически переосмыслили отдельные фрагменты спектакля.